Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№7-8(154-155), 25 февраля 2005     

Владимир КУЛИКОВ

БРУСНИКА


      Словно в компенсацию за суровые условия, природа щедро одарила Русский Север ягодами. Земляника, черника, голубика, красная и черная смородина, малина, жимолость, черемуха, рябина - широко известные ягоды, о каждой из которых можно слагать поэмы. Живое общение с ними доставляет радость. Но для этого порой надо совершить нелегкий путь.
      Со всеми этими ягодами я знаком с детства не понаслышке, но особенно запомнился коллективный поход за брусникой. Для справки можно сказать, что это кустарничек до 25 сантиметров высоты семейства вересковых с кожистыми вечнозелеными листьями и бледно-розовыми цветками, собранными в густые кисти. Плоды - съедобные шаровидные ярко-красные ягоды. Растет в хвойных и смешанных лесах, кустарниках, тундрах, на высохших торфяниках в Северной и Центральной Европе, Азии, Северной Америке. В составе ягод брусники содержатся: глюкоза, фруктоза, сахароза, яблочная, лимонная, бензойная кислоты и другие вещества. Ягоды хорошо сохраняются в свежем и моченом виде, используются на варенье, повидло, маринады, а также в кондитерской промышленности.
      Но для нас это были просто кисло-сладкие ягоды, а еще больше прельщал длительный поход в неизвестное место. Организовал этот поход лесник Но для нас это были просто кисло-сладкие ягоды, а еще больше прельщал длительный поход в неизвестное место. Организовал этот поход лесник Александр Иванович. Наряду с несколькими взрослыми он взял и нас, подростков, которым было по 9-12 лет: меня со старшим братом Сашей, моих сверстников Васю со старшей сестрой Лелей, и Мишу со старшей сестрой Ниной. Было сказано, что идем за Лябельский Увал. Так называлось место с несколькими небольшими деревнями, расположенными в лесу около речки Лябла.
      Александр Иванович знал там место с большим количеством брусники. Напрямик лесом расстояние составляло около пятнадцати километров, и нашему организатору этот путь был знаком.
      Александр Иванович собрал нас, проинструктировал, взял с собой малокалиберную винтовку, и мы бодро и весело в предвкушении новых ощущений отправились в путь. Теперь я думаю, что вряд ли бы современные родители разрешили детям отправиться в такое путешествие с ночлегом: ведь дело было осенью, и ночи становились уже холодными. Но речь шла не об экскурсии, а о добыче: время было трудное, военное, взрослые не могли отлучаться от своей постоянной работы, а собрать ягоды могли и дети.
      У каждого из нас была корзинка, а у нас с Сашей еще и небольшой кузовок за плечами.
      Вначале по проселочной дороге путь казался не сложным. Осенний лес радовал своими красками. Была тихая солнечная погода. Александр Иванович подстрелил пару рябчиков. Затем мы свернули на тропу. Идти можно было только гуськом, друг за другом. Взрослые нас разместили в средине. Возглавлял всю группу организатор. Надо отметить, что ходить по северной тайге, даже по тропе, не просто, так как надо перешагивать выступающие корни деревьев и валежник, а зачастую обходить поваленные деревья. В результате, путь значительно удлиняется и осложняется. Вскоре это мы хорошо прочувствовали. Прекратились разговоры. Веселость как рукой сняло. Каждый из нас с нетерпением ожидал конца пути, а его все не было. Наконец, уже во второй половине дня Александр Иванович остановился на большой поляне, изредка поросшей березами, и сказал: "Пришли". Тут только мы увидели вокруг себя большое количество брусники. Кисти крупных темно-красных ягод манили своей первозданной свежестью и красотой. Усталость куда-то ушла, и мы буквально набросились на это богатство, пока не утолили свою жажду. Но мы прошли этот далекий путь, чтобы набрать ягод, которые станут подспорьем в пищевом рационе зимой, поэтому поспешили наполнять свои корзины. Делать это было не сложно: крупные кисти ягод краснели повсюду.
      До темноты мы уже наполовину заполнили свои корзинки. Взрослые разожгли костер. Был тихий вечер. Звездное небо. Языки пламени и искры костра До темноты мы уже наполовину заполнили свои корзинки. Взрослые разожгли костер. Был тихий вечер. Звездное небо. Языки пламени и искры костра выхватывали светом отдельные деревья, а темный лес вокруг окружал нашу поляну. Какая-то первобытная прелесть отложилась в памяти на всю жизнь.
      Мы испекли картошку, сварили суп из рябчиков. После знатного ужина разлеглись вокруг костра. Свернувшись калачиками и грея друг друга, мы вскоре уснули.
      Проснувшись с рассветом и отогревшись у костра, мы продолжили сбор ягод, который был не таким приятным, как накануне: из-за росы ягоды и трава вокруг были мокрыми. Выглянувшее солнце к полудню все высушило. С полными корзинами и кузовами мы отправились в обратный путь.
      Как мы добрались обратно, одному богу известно. Идти с грузом по лесной тропе - испытание не для слабонервных. Внимание все время концентрировалось на том, чтобы не запнуться за выступающие корни деревьев, не рассыпать ягоды. Казалось, что путь многократно удлинился. Ноги, руки, все тело отказывались двигаться, особенно после остановок на короткий отдых. Взрослые старались нас ободрить шуткой, добрым словом, и мы, собрав последние силы, шли и не хныкали: никому не хотелось показать свою слабость.
      На подходе к дому к нам бежала уже бабушка. Видя нас живыми и здоровыми, она была рада, взяла наши корзины и кузовок, а мы с Сашей уже налегке дошли до дома, наскоро перекусили и отправились спать. Перед глазами и во сне красовалась брусника.



ДОВЕРИЕ

      Убежденность в честности, порядочности человека, вера в его искренность и добросовестность играют огромную роль не только в деле воспитания подрастающего поколения, но и в отношениях взрослых людей, особенно, если это дружеские отношения.
      Мне в жизни повезло, так как с ранних лет оказывалось доверие в серьезных делах. Иных отношений между людьми я даже не представлял, сам всегда доверяя в отношениях с другими, иногда и во вред себе, но в большинстве случаев ответная реакция вознаграждала сторицей.
      Об одном из наглядных примеров доверия, взятом из прошлого века, хочу рассказать.
      Сразу после Отечественной войны жить в деревне было не менее тяжело, чем в период войны. Летом, во время каникул подростки наравне со взрослыми в поте лица трудились, но сытой жизни не было.
      В нашем лесном крае Архангельской области с ружьем был связан дополнительный достаток в пищевом рационе. Мне хотелось быть взрослым, иметь ружье и помогать семье: ведь отец погиб на фронте в 1942 году, а у матери нас осталось трое.
      И вот однажды, зная о моем заветном желании, мать, ничего предварительно не объясняя, повела меня в учреждение под названием "Заготживсырье". В это учреждение охотники сдавали шкуры убитых животных.
      Там же продавались охотничьи ружья и боеприпасы к ним.
      Мне было всего четырнадцать лет, но война к такому возрасту сделала подростков взрослыми, ответственными за свои поступки. Тем не менее заведующий "Заготживсырье" на предложение матери продать мне одноствольное ружье шестнадцатого калибра ответил, посмеиваясь и шутя, отказом: не положено было не члену охотничьего общества, да еще и несовершеннолетнему, продавать ружье. Это было равносильно преступлению. Но то ли от того, что заведующий нам хорошо был знаком, почти родственник, то ли способность убеждать у мамы была выше установленных запретов, но Иван Иванович (так звали заведующего) под ответственность матери с шутками и прибаутками (сам он тоже был охотник) все-таки продал нам ружье и боеприпасы к нему.
      Надо ли говорить о чувствах и эмоциях, меня обуявших, поймет каждый, кто в душе охотник. Для меня это ружье было как живое существо, которое я готов был ласкать, чистить и холить. Мать, глядя на меня, тоже радовалась, хотя и понимала свою ответственность.
      Не часто приходилось мне использовать ружье по назначению, но время от времени я, ко всеобщему удовлетворению родных, приносил рябчиков, тетеревов, уток.
      Много событий больших и малых прошло с тех пор. Ушли из жизни и Иван Иванович, и моя мама, но доверие, оказанное мне подростку, до сих пор тепло согревает душу, светлая память наполняет сердце благодарностью.



ЛУЧИНА

"Избу освещает
огонек светца;
зимний вечер длится,
длится без конца..."

И.Суриков

      Каждый человек - это мир с неизведанными тайнами. Его память - кладовая событий, им выделенных из множества других, ушедших в небытие. Некоторыми воспоминаниями из старины хочется поделиться, обратить внимание на изменения, происходящие в мире на протяжении одной человеческой жизни.
      Лучина, лучинка, лучинушка - от слова "луч" - это не просто длинная ровная тонкая щепка сухого дерева, а источник света, издревле использующийся для освещения жилища.
      Высвечивается эпизод деревенской жизни первой половины прошлого века. Мы со старшим братом Сашей сидим в избе у соседей. Подходит время обеда. У хозяина Андрюши (Андрея Федоровича) семеро детей. Для деревенской семьи того времени - это не редкость: и по четырнадцать было. Все без шума садятся за стол. Анд-рюша приглашает и нас. Мы тоже садимся: чужой кусок слаще. Все берут свои именные деревянные ложки. Нам тоже находятся ложки. Раздаются ломтики ячменного, испеченного в русской печке, хлеба.
      На середину стола ставится большое блюдо с мясным супом, из которого все хлебают ложками. Мы уже знали, что кусочки мяса можно было брать только в конце, когда жидкая часть супа заканчивалась. Сигналом для этого служил удар хозяина ложкой по блюду, после которого он первый брал кусочек мяса. Если кто-либо из детей, не дожидая сигнала, тянул мясо, то получал ложкой по лбу. Об этом, конечно, знали, но младшие увлекались и забывали. Каждый раз удар ложкой по лбу напоминал, что установленный порядок за столом нарушен. Непреложным законом во время приема пищи было молчание, и это соблюдалось всеми. Действовали по пословице: "Когда я ем, то глух и нем".
      Всплывает в памяти и такой эпизод деревенской жизни. Мы сидим на лавке. Перед нами светец - подставка для лучины. Лучина, лучинка, лучинушка - от слова "луч" - это не просто длинная ровная тонкая щепка сухого дерева, а источник света, издревле использующийся для освещения жилища.
      С наступлением темноты лучина, вставленная в светец, зажигалась и изба освещалась. Яркость света регулировалась числом зажженных лучин, следил за этим один из членов семьи, который заранее заготавливал щепки, зажигал и менял их. Огарки и искры от этих лучин падали в корыто света заполненное на треть водой. Аккуратность и осторожность в деревянном доме требовались высокие. Треск и искры от лучины свидетельствовали о том, что полено, из которого щепали лучину и сама лучина плохо высушены. Этого старались избегать. Ровный тихий свет говорил о том, что для лучины выбрано прямослойное, хорошо просушенное на русской печке полено, из которого получались геометрически правильной формы щепки, к тому же не дающие копоти.
       В нашей семье было трое детей, а освещалась изба керосиновой лампой. Это был уже прогресс. Да и у Андрюши тоже появилась керосиновая лампа, подвешенная над столом, когда все дети уехали в город, за исключением двух.
      Электричество и другие блага цивилизации до нашей деревни дойти не успели: она стараниями И.Сталина, Н.Хрущева и их последователей, как и тысячи других деревень, прекратила свое существование и осталась в памяти доживающих свой век стариков да в произведениях великих наших поэтов и писателей.

 

Симферополь

 


                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz