Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№7-8(154-155), 25 февраля 2005     

Александр ШАЛАМОВ

АЛЛА ПРИМА

Рассказ


     Утром проснулся и глянул в окно: нет ли туч? Взял этюдник, холст и вышел из дома в том приподнятом настроении, какое обычно бывает перед началом творческой работы. Небо чистое. И ветра нет. Но пока добрался до места, подул легкий ветерок, и на небесной лазури все-таки появилась серая тучка.
     Сегодня я собрался писать клумбу городского сквера, цветы - разных видов. Райский сад! Мне надо сделать этюд за час-полтора, потому что солнце за это время сдвинется на небосклоне и тогда изменится свет на лепестках и листьях. Писать буду методом "алла прима" -без предварительных прописок и подмалевка; за один прием, в один сеанс.
     Установил этюдник на металлических ножках: работая стоя, могу всегда отойти и посмотреть на холст с расстояния, чтобы лучше определить, верно ли взяты тон и цвет.
     Холст натянут на подрамнике, как кожа у барабана. Слегка щелкнуть пальцем по загрунтованному холсту и услышать особый звук, провести ладонью по зернистой поверхности -одно удовольствие.
     Все необходимые краски из тюбиков на палитру я выдавил, наполнил масленку... Теперь главное - сосредоточиться. От этого немало зависит успех работы. Однако аромат цветов и гул пчел заставляют прежде закрыть глаза и насладиться природой. И тогда уже... Я стал внимательно и энергично писать - весь погрузился в работу.
Создам гимн красоте! Той Божественной красоте, которая может спасти мир.
     Не сразу я заметил девочку. Она тихо стояла возле меня.
     - Здрасьте! - сказала, когда я отошел от картины и неволь но взглянул на нее.
     Я ответил кивком и опять принялся писать.
     Пестрота клумбы была головокружительной. Запечатлеть торжество жизни - это работа с упоением.
     Есть художники, пишущие серые, скучные, унылые пейзажи - без солнца; без светлых и ярких красок. У знакомого коллеги спросил, почему его работы такие мрачные? Оказывается, в солнечные дни у него повышается давление, очень плохо себя чувствует и на пленэр не выходит. А у других, может, это просто пессимизм? Или есть люди, им тьма лучше, ближе душе?
     Не знаю, сколько времени я писал клумбу, оставалось лишь немного обобщить этюд, уточнить кое-где цвет, как сквозь жужжание пчел вдруг послышался непонятный тревожный шум. Стали различаться голоса "взрослых" молодых людей. Появившиеся парни и девушка с ними еще больше оживились, когда подошли к нам. Они были заметно навеселе.
     - Художник! - удивленно воскликнула девушка. - Впервые вижу живого художника. Натурально!
     - А я что тебе, не натуральный, блин? - спросил пьяный низкий голос.
     - Ты?.. - девушка рассмеялась. Остальные тоже загоготали.
     Я продолжал работать. Правда, несколько рассеянно, ждал, когда смешливая взбудораженная молодежь пройдет дальше.
     - А ничего цветочки, вроде похожи, - сказала девушка, пошатываясь. Она слишком близко подошла к холсту, и я испугался даже, что этюдник вот-вот упадет.
     - Так я не натуральный? Я, блин, не художник? - рослый плотный парень, с винным перегаром и запахом выкуренных сигарет, втиснулся между мной и этюдником, взял лежавшую свободную кисть, развел на па литре из темных красок грязную смесь и быстро изобразил на всем холсте, прямо на моих на писанных цветах, дьявольскую рожу с рогами.
     - Вы что! Зачем?.. - вскрикнула девчушечка.
     - Вот, блин, и натурально! - произнес торжествующе автор.
     - Здорово получилось, - по хвалила девица. Рассмеялась:
     - На твой портрет похоже.
     И добавила:
     - А цветы красиво были на рисованы.
     - Цветов мы тебе настоящих нарвем. Вон их, блин, сколько!
     Я начал собираться домой. Встретился с взглядом девочки...




Ялта

 


                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz