Александр ШАЛАМОВ
АЛЛА ПРИМА
Рассказ
Утром проснулся и глянул в окно: нет ли туч? Взял этюдник, холст и вышел из дома в том приподнятом настроении, какое обычно бывает перед началом творческой работы. Небо чистое. И ветра нет. Но пока добрался до места, подул легкий ветерок, и на небесной лазури все-таки появилась серая тучка.
Сегодня я собрался писать клумбу городского сквера, цветы - разных видов. Райский сад! Мне надо сделать этюд за час-полтора, потому что солнце за это время сдвинется на небосклоне и тогда изменится свет на лепестках и листьях. Писать буду методом "алла прима" -без предварительных прописок и подмалевка; за один прием, в один сеанс.
Установил этюдник на металлических ножках: работая стоя, могу всегда отойти и посмотреть на холст с расстояния, чтобы лучше определить, верно ли взяты тон и цвет.
Холст натянут на подрамнике, как кожа у барабана. Слегка щелкнуть пальцем по загрунтованному холсту и услышать особый звук, провести ладонью по зернистой поверхности -одно удовольствие.
Все необходимые краски из тюбиков на палитру я выдавил, наполнил масленку... Теперь главное - сосредоточиться. От этого немало зависит успех работы. Однако аромат цветов и гул пчел заставляют прежде закрыть глаза и насладиться природой. И тогда уже... Я стал внимательно и энергично писать - весь погрузился в работу.
Создам гимн красоте! Той Божественной красоте, которая
может спасти мир.
Не сразу я заметил девочку. Она
тихо стояла возле меня.
- Здрасьте! - сказала, когда
я отошел от картины и неволь но взглянул на нее.
Я ответил кивком и опять принялся писать.
Пестрота клумбы была головокружительной. Запечатлеть торжество жизни
- это работа с упоением.
Есть художники, пишущие серые,
скучные, унылые пейзажи - без солнца; без светлых
и ярких красок. У знакомого коллеги спросил, почему
его работы такие мрачные? Оказывается, в солнечные
дни у него повышается давление, очень плохо себя чувствует
и на пленэр не выходит. А у других, может, это просто
пессимизм? Или есть люди, им тьма лучше, ближе душе?
Не знаю, сколько времени я писал клумбу, оставалось
лишь немного обобщить этюд, уточнить кое-где цвет,
как сквозь жужжание пчел вдруг послышался непонятный
тревожный шум. Стали различаться голоса "взрослых"
молодых людей. Появившиеся парни и девушка с ними
еще больше оживились, когда подошли к нам. Они были
заметно навеселе.
- Художник! - удивленно
воскликнула девушка. - Впервые вижу живого художника.
Натурально!
- А я что тебе, не натуральный,
блин? - спросил пьяный низкий голос.
- Ты?.. - девушка рассмеялась. Остальные тоже загоготали.
Я продолжал работать. Правда, несколько рассеянно, ждал, когда смешливая взбудораженная молодежь пройдет дальше.
- А ничего цветочки, вроде похожи, - сказала девушка,
пошатываясь. Она слишком близко подошла к холсту, и я испугался даже, что этюдник вот-вот упадет.
- Так я не натуральный?
Я, блин, не художник? - рослый плотный парень, с винным
перегаром и запахом выкуренных сигарет, втиснулся
между мной и этюдником, взял лежавшую свободную кисть,
развел на па литре из темных красок грязную смесь
и быстро изобразил на всем холсте, прямо на моих на
писанных цветах, дьявольскую рожу с рогами.
- Вы что! Зачем?.. -
вскрикнула девчушечка.
- Вот, блин, и натурально! - произнес торжествующе автор.
- Здорово получилось, - по
хвалила девица. Рассмеялась:
- На твой портрет похоже.
И добавила:
- А цветы красиво были на
рисованы.
- Цветов мы тебе настоящих
нарвем. Вон их, блин, сколько!
Я начал собираться домой. Встретился с взглядом девочки...
Ялта