О писателе и его рассказе
"В августе 1984 года"
НАЧАЛО
"ПАРУСА"
Прочитав рассказ, сразу
поймал себя на мысли: какой ужасный сюжет! Это же
то, что было всего двадцать лет назад. И было здесь
в Крыму! Рассказ Вячеслава Килесы «В августе 1984
года» поднимает завесу над событиями недалекого прошлого
- времен новейшей истории. Об этом нельзя было писать.
С уходом «страны Советов» ушли и запреты писать по
совести, о том что волнует, о чем хочется выразить
протест. Писатель не может потакать лжи, видя, как
рядом творится зло, беззаконие, произвол. Герои рассказа
- безвольные исполнители чьей то воли, но видно, что
они втянуты в авантюру; как люди, они чувствуют угрызения
совести, осознают, что творят зло, и творят его под
давлением силы, с которой им не справиться,- они зависимы
от злой силы, которая дает приказы творить беззаконие,
но сама пытается оставаться в тени: не дай бог пострадает
репутация!
Райисполком принимает
решение выселить татарскую семью, и работник учреждения
под название КГБ Громов вместе с работниками милиции
врывается в дом к Юсупову с криком: «Не глупите, Юсупов!
Мы представители власти!» и пытается его вместе с
детьми выселить из их дома. Знакомая картина - не
правда ли? Сюжет взят из жизни Крыма. Сколько было
этих выселений! Как долог путь возвращения изгнанных!
Не будем останавливаться на моральной стороне происходящего.
Не будем говорить о законности. Перед нами документальный
рассказ известного в Крыму (и не только) писателя
и поэта. Хочется выразить человеческое удовлетворение
тем, что есть в Крыму писатели, которым под силу взломать
лед устоявшихся стереотипов, - писать «от сель и до
сель». Они ищут свои пути познания правды, и они их
находят.
Герои рассказа знают,
что на выселении и произволе над гражданами «наград
здесь не добудешь, а без погон остаться можно». «Я
не сдамся», - говорит Юсупов, обреченный на выселение.
Но по духу и по трагичности рассказа невольно наталкиваешься
на мысль: не обрекает ли общество себя на что-то трагическое,
когда обрекает на это своих граждан? Здесь нет правых,
здесь виноваты все: власть винит гражданина не по
праву, а обвиняемый винит власть по праву. Власть
видит свою неправость, поэтому действует «в тихую»
и проводит «акцию» выселения ранним утром, когда село
не успело проснуться. Не обрекает ли власть себя,
пытаясь творить произвол? Как показала жизнь,- власть
обрекла все же себя, став жертвой собственного произвола.
К счастью всех - сегодня
уже 2005 год.
Вот об этом рассказ.
Он делает честь автору неординарностью выбранной темы
и тем, что не работает на официоз - не вчерашний,
и не нынешний.
Особенно удались автору
диалоги персонажей рассказа. «Черт знает что! - проворчал...»
сотрудник КГБ. Видя, что «держимордствовать» не такое
простое занятие и авторитета не прибавляет, и совесть,
казалось бы, корежит, хотя и ее осталось маленький
лоскуток от шагреневой кожи. И решает Громов стандартно,
как учили в советских спецшколах:
- "В общем, так! - отдает
приказ заместителю начальника милиции Устинову, -
Возьми те решение райисполкома и ищите выход из ситуации
сами: это дело все-таки вам поручено. А я и Петренко
в машине по сидим".
- "Сволочи! - подождав, пока Громов и Петренко отойдут
подальше, пробормотал Устинов. - Привыкли чужими руками
жар загребать".
Из недалекого прошлого
мы знаем, что всеми политическими делами занимались
гэбэшники. Они фабриковали все бумаги в отношении
активистов, которые без надлежащего уважения, адекватно
относились к различным указаниям представителей власти,
попирающих права и интересы граждан. Когда приходило
время реализовать беззаконие на практике, то гэбэшники
вовремя "подключали" милицию, таким образом, народ,
конечно же, возмущался действиями милиции, а гэбэшник,
пребывая рядом в цивильном костюме, но с большим пистолетом
в кармане ("для самообороны") оставался в тени и совершенно
ни за что не отвечал, хоть и громогласно отдавал приказы.
Таким образом, он чужими руками жар загребал, чему
и возмущается Устинов. Он не в силах отказаться от
выполнения "решения исполкома" по долгу службы, но
он знает, что это решение наверняка состряпано тем
же Громовым. Подставляя работников милиции под критики
и возмущения людей, Громов, не навлекая тень на свою
контору, выполнял произвол и поднимал результативность
своей работы, которая должна была свидетельствовать
о его оперативном мастерстве и смекалке. Какой добыт
результат и каким путем - это не имело никакого значения.
Произвол и насилие были таким же обычным явлением,
как "бутылка на троих".
Заместитель начальника
Устинов тоже не хочет рисковать своей шкурой и репутацией,
он дает ценное указание (ЦУ) участковому инспектору
Полунину: "Вот что, Иван Михайлович: вот тебе решение
райисполкома и бери ответственность на себя. Если
что случится, я прикрою". Но когда в пылу служебного
рвения участковый потерял решение, которое должно
было прикрыть произвол представителей власти, и за
пропавший документ надо было отвечать, Устинов, в
свою очередь, подставляет под удар подчиненного, участкового
инспектора Полунина, делая из него козла отпущения.
Он срочно «взял вчера положенный ему по закону отпуск
и отбыл к родителям в Житомир...». Устинов таким путем
выполняет свое обещание, данное участковому: «Если
чего случится, я прикрою».
Как удалось выкрутиться
из незавидного положения участковому, которого предали
его же начальники, читатель узнает из рассказа. Именно
удачно построенными и изложенными диалогами, автору
удалось показать характер и степень морали своих персонажей,
что придает рассказу колорит художественности и глубокой
психологичности. Чувствуется, что жизненный багаж
у автора еще полон, и опустение ему не грозит.
Желаю ему новых успехов
на его творческом пути.
Писатель Самад Шукур