Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№11-12(158-159), 31 марта 2005     

Валерий ГАЕВСКИЙ

СЛОВО О «ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТЕ»

     - Валерий Анатольевич, как там "Поэтическая карта" Грачева? Скоро ли выходит? Вы ведь друзья с ним, часто видитесь в городе, наверно, знаете?..
     Начиная с октября прошлого года мне звонило как минимум человек двадцать из разных городов Крыма - участников будущего, а теперь уже состоявшегося 2-го выпуска альманаха, людей, которых мы с Володей, не договариваясь об этом, разделили по нашим изданиям. Впрочем, Грачева я несколько опередил: презентация 6-го "Polus"а прошла в январе этого года. "Поэтическая карта Крыма" официально вышла в марте. Мы, по сути, объединили наши задачи, хотя, конечно, цель у "Карты" несколько более сложная и масштабная - показать реальную поэтическую географию нашего "острова" применительно к современному времени, а точнее, к последнему десятилетию, на рубеже веков. Трудно и даже непростительно было бы не воспользоваться таким моментом. Век ушел, век начался. Король умер, да здравствует… Все правильно. В 2003 году отмечалось столетие со дня основания Дома Поэта в Коктебеле - тоже век. Для нас, для страны, для мира, быть может, это время Большого Перевода стрелок - также знаковое событие - начало третьего тысячелетия христианства, День третий…
    По Библии, на третий день Бог сотворил землю. Нынешний человек может выбирать себе землю, может иммигрировать, путешествовать, менять гражданство, язык общения, среду обитания. Впрочем, так было почти всегда. Народам свойственно перемещаться, ассимилироваться, обогащаться новым опытом, создавать и пересоздавать культуру, иногда даже менять религию. Человек, одним словом, существо непостоянное. А что же поэзия? Часть культуры, притом часть, имеющая свои истоки, свое развитие, свой "переломный возраст", свои кризисы и взлеты. Это также естественное. Но поэзия, как и сам человек, имеет свою родину, вернее, даже две: первая - это сам язык, а вторая - место, где этот язык развивается, дышит, живет, впитывает ощущения, ищет себя, свою любовь, свою красоту, свою "почву". И любая - практически любая - почва растит своих поэтов - людей, до известного предела (а может, и беспредельно!) странных, почитающих записывать свои мысли в рифмованные колонки строк…
    Крым. Крыму повезло. Его изучают. О нем пишут труды, ему посвящают легенды, поэмы, монографии, антологии. Его называют "жемчужиной", "колыбелью", "связующим мостом", "сплавом культур и народов". К нему стремятся, им восхищаются, в нем "оседают". Но он и сам генерирует, рождает и таланты, и поклонников, и, я надеюсь, - критиков. Вспомним известную сентенцию: критик - это несостоявшийся писатель, а в окончательной трактовке - творец. Кто знает? Критика ведь тоже бывает разная - и негативная, и позитивная. К счастью, нет нейтральной. Как и равнодушной. Стало быть, критика, все-таки, также разновидность творчества.
    Ну вот, кажется, все расставил, теперь о событии…
    Вышел в свет 2-й выпуск "Поэтической карты Крыма" (составитель - Владимир Тимофеевич Грачев) - издание, где дышит наша с вами "почва и судьба", реальный поэтический срез последнего десятилетия, а с учетом разбежки поколений, многонациональности и всей представленной географии - уникальное собрание, представляющее литературную мысль полуострова во всей его непосредственности, разнообразии, социальности, философичности, утопичности, если хотите, современной космогоничности поэтического текста.
    Сам автор проекта, совершенный подвижник своего дела, говорит о принципах, заложенных в его детище, весьма понятные для современного слуха вещи: демократичность, творческая свобода, авторская редакция, авторская ответственность.
    Идея альманаха выросла из ранее выходившей и успешно себя зарекомендовавшей серии "Автограф", который мог вместить 150-200 строк, при желании - венок сонетов. "Автографов" было выпущено более 300. У меня лично на полке их не менее пятидесяти, подписанных авторами с презентаций, творческих вечеров, дружеских застолий. Благодаря "Автографам" многие из нас узнали, прочитали друг друга впервые, познакомились, подружились. Формально или неформально - какое это имеет значение!
    19-21 августа 2004-го прошел Второй горный фестиваль поэзии "Фаворский свет". Многие из читателей ЛК знают и читали об этом событии, знают, что "Фавор" - неотъемлемая часть идеи "Поэтической карты", своеобразная инициация и "новичков", и "старичков". Дни его проведения совпадают с православным праздником - Днем Преображения, величаемым в народе "яблочным Спасом". Я вспоминаю нашу встречу на Ангарском перевале и подъем на Демерджи. Володя тащил в своем рюкзаке рабочий макет альманаха, еще не в полном составе, но уже за 150 участников в нем было. На "Фавор" пришло шестнадцать, преодолевая непогоду, сложный подъем, мокрые скалы… Некоторые преодолели и себя. "Поэта в горы возьми, тяни, не бросай одного его…" Никто никого не бросил и не оставил. Мы разделили нечто большее, чем путь, - мы разделили энергию единения, дружеской сопричастности, и нам, быть может, как никакой другой крымской творческой группе, стало ясно, что объединительная функция не является прерогативой только писательских союзов, литобъединений или клубов. Вот еще одна сторона "Поэтической карты". Но давайте немного истории…
    Владимир Коробов в примечаниях к своей антологии "Прекрасны вы, брега Тавриды" (Москва, 2000) перечисляет ряд поэтических сборников о Крыме, среди которых: "Крым в русской поэзии" (сост. А. Маркевич, Симферополь, 1902), "Поэзия Крыма. Сборник стихов русских поэтов" (под ред. И.А. Белоусова, М., 1909), "Крым в современной поэзии" (сост. С. Щипачев, Симферополь, 1930), "Крым. Поэтический атлас" (составители А.Н. Рудяков, В.П. Казарин, Симферополь, 1984), "Киммерийская сивилла" (сост. М.И. Синельников, М., 1991).
    На мой взгляд, замечательный ряд, хотя, конечно же, все эти издания неравнозначны, используют разные принципы построения и подбора текстов. Общая же их направленность ясна: Крым в русской литературе. Крым как некий эстетический геопоэтический сублимат - культурная и творческая константа в истории поколений разновозрастных поэтов, "туристов" и "автохтонов", чье "очей очарованье" увековечивало в равной степени и самих творцов, и созидаемое ими пространство. Через Крым прошли сотни творческих имен. Вероятно, сотни же остались вне внимания больших антологий. Это неизбежно. Ибо нельзя охватить необъятное. Однако честь и хвала тем, кто пытался сие сделать! Благодаря стараниям этих людей у нас есть великое наследие.
    Теперь, притащив свой авторский экземпляр "Карты" домой и поставив его на полку, где в близком соседстве "Черное море" и "Алые паруса", и "Polus-Крым", я подумал: чем не "Фаворский свет" изданий? Но что же отличает "Карту" от собратьев, ведь там, в трехсантиметровой толще фолианта, должен быть миф, там должна быть своя "альфа и омега", свой поэтический опыт, развернутый вовне и одновременно свернутый внутрь каждой души - две уравновешивающих друг друга силы - центробежной и центростремительной. Иначе зачем? Иначе для чего и для кого собрана эта книга? И я открыл "Карту" и стал искать и, мне кажется, нашел - метаряды, метафилософию, нечто глубинное, замыкающее и размыкающее современный крымский взгляд. Я также понял, что таких "выстроенностей" может быть не одна, а десятки, и все авторы-участники, если их читать внимательно и не равнодушно, проговариваются о многих "странностях" бытия, их признания полны любви и силы, и драматизма и жажды преображения. Так рождается поэтический Космос, узнаваемый и неузнаваемый, полный жизни и чувств, метафор и откровений. А это ли не поэзия, это ли не искомое?

        Мой Крым, восторженный и нежный,
        Своей диковинной красой
        Ты покорил мой взор небрежный,
        Где я была еще босой…

        Где ты юнцом по сопкам лазил,
        Взбирался на вершины скал,
        Где упивался сотней сказок
        И под открытым небом спал…
            (Наталья Виноградова, п. Щелкино)

        Из сердца столетий, из пыли и тлена,
        Как блудные дети далекой Вселенной,
        Как бледные сестры немой Эвридики,
        Чьи к небу простерты туманные лики,

        Квадраты строений из серого камня.
        Здесь властвует время, быть долго нельзя мне.
        Вот знак камнетеса, шершавые плиты…
        Ответы, вопросы в единое слиты…
        …И рыжее донце у эллинских амфор -
        Античное солнце, что вправлено в бархат.
            (Виктория Анфимова, Симферополь)

        Как я люблю, когда цветет миндаль,
        Когда туман окутывает груши,
        И чувством переполненный Грааль
        Влечет весной подлатанные души…
            (Анна Кашкар (Джелилова), Бахчисарай)

        Люди встречаются, словно звезды -
        То так туманно, то так просто.
        Но кроме того, иногда, бледнея,
        Они расставаться еще умеют.

         Хотя и расставшись, бывает трудно
         Скитаться по росам звездою утренней,
         Полнеба окрасив в позднюю щедрость,
         Оставив полнеба звезде вечерней.
             (Виталий Купша, Симферополь)

        Зияют бездн пустоты и провалы,
        Как ноты, выпавшие вдруг из звукоряда.
        Прелюдией грозы звучат кимвалы града.
        Лоснятся вздутые огнем подземным склоны.
        Ударит молния сосну точеным бивнем,
        И втопчет в гравий споры лунной пыли
        Поток, ужаленный осиным ливнем.

        А что есть жизнь? Ты говоришь: мы жили?
        Что значат эти сколотые грани?
        Остывший след и спутанные нити.
        Бесцветные обрывки нервной ткани.
        Все очевиднее ответ, все зримей:
        Что было более в анналах бытия
        И неприкаянней, и уязвимей,
        Чем ты - душа моя?
          (Юрий Шеленговский, Симферополь)

    Вот для чего эта книга и вот о чем она. И каждому, кто откроет ее, откроются, если он того пожелает, вечные, как мир, и тревожные, как ветер, на рассвете образы. Не сомневаюсь, что найдутся и скептики, и более дотошные читатели, особливо из числа филологов-концептуальщиков, структуралистов-теоретиков. Я в своей статье не ставил задачи определения каких бы то ни было онтологических уровней крымского взгляда наших условных и не условных "автохтонов", чье творчество сегодня представляет "Поэтическая карта".
    Хочу пожелать этой книге и ее создателям, всем, кто ее поддержал, еще не одной презентации! Знаю, что в планах Володи намечены поездки по всем городам Крыма, я например, очень хочу присоединиться к нему с визитом в Керчь, куда уже давно зовут друзья… Я также хочу верить, что состоится и 3-й "Фаворский свет" в нынешнем августе. Хочу верить, что поэты Крыма, "в круг сойдясь, поаплодируют друг другу" (взамен пресловутого "оплевывания"), и творческая жизнь нашего интеллектуально-ноосферного "острова" не иссякнет, и прагматизм времени не сыграет с нами никаких злых шуток, и друзья найдут друзей. А вдохновение - творцов и подвижников. Даст Бог.

Симферополь


                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz