Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№11-12(158-159), 31 марта 2005     

Самад ШУКУР

Навстречу 60-летию Победы
РЕКИ ТЕКУТ С ГОР

     С тояло с незапамятных лет на горном берегу моря село под названием Алупка. В 1936 году село приобрело статус города. Так и оставалось бы оно незаметной точкой на карте Крыма, если бы не родился в нем, в крымскотатарской семье у простых сельских жителей сын, которого они назвали Амет-Ханом.
     Появился он на свет в середине осени 1920 года 20 октября, став первым ребенком в семье.
     В восемь лет пошел в школу. Брали в школу в те времена с восьми лет. Располагалась школа в здании мечети, построенной почти одновременно с Алупкинской крепостью, в 1834 году, после сноса старой.
     Закончив сельскую школу, Амет-Хан едет в Симферополь и поступает в ФЗУ, где учится на специалиста по ремонту подвижного состава железных дорог. После окончания учебы работает на железной дороге слесарем.
     В Симферополе он впервые знакомится с самолетами, и загорается желанием летать. Это желание превращается в мечту. Преодолев все трудности, Амет-Хан поступает в Симферопольский Аэроклуб. Отлично сдав экзамены, он вне конкурса зачисляется в список курсантов Качинской авиационной школы военных пилотов. Амет-Хан Султан твердо решает связать свою судьбу с авиацией. 5 марта 1940 года он - выпускник школы, ему присваивается первичное воинское звание офицера авиации. Он получает звание младший лейтенант и назначается на должность летчика 122 истребительного авиационного полка Бобруйского военного округа.
     Начало Великой Отечественной войны Амет-Хана застало в 4-ом авиаполку Одесского военного округа. Хорошая теоретическая подготовка и твердые навыки в пилотировании боевой машины, помноженные на самодисциплину, решительность, знание тактики, атаки и боя, которыми овладел молодой летчик, не прошли мимо внимания командиров Авиаполка, и он в октябре 1941 года назначается на должность командира звена летчиков - истребителей.
     1 января 1942 года Амет-Хан получил свою первую боевую награду за отличное выполнение боевого задания по разведке и уничтожению наземных целей противника, который рвался в Крым и на Кавказ. Это был орден Красного Знамени.
     Полк, в котором служил Амет-Хан, выполнял задачи по охране промышленных и других жизненно важных объектовстраны. Звено Амет-Хана, всегда находилось в боевой готовности и было среди первых, где появлялись самолеты или наблюдалось передвижение техники противника. За мужество и успешное выполнение задач, Амет-Хан 17 апреля 1942 года награждается орденом "Красная звезда".К этому дню он со своим звеном успел совершить 170 боевых вылетов.
     В мае 1942 полк был переброшен в район города Ярославля. Здесь и пришлось Амет-Хану Султану открыть счет сбитых самолетов. Находясь "в одиночестве", он летел в режиме патрулирования и разведки воздушной обстановки. Вдруг внизу заметил самолет - разведчик "Ю - 88", который летел в сторону города. Амет-Хан решил немедленно его атаковать, чтобы не допустить его к цели. Совершив маневр, он выбрал направление и открыл огонь из пулеметов. Летчик на "Ю - 88" умело увернулся от снарядов и, в свою очередь, открыл ответный огонь. Завязался настоящий бой. В пылу схватки Амет-Хан не заметил, как кончился боезапас. Самолет противника продолжал стрелять. Амет-Хан был раздосадован - он не может ответить огнем на огонь противника! Он принимает решение таранить противника. Смело, направляет свой "И-153" под брюхо "Юнкерса". Удар пошатнул противника, и он, медленно перевернувшись, пошел к земле. Но падал и самолет Амет-Хана. Видя, что машина его не слушается, он открыл кабину и вывалился из нее. Парашют спокойно довел его до земли. Сбитый Амет-Ханом самолет противника оказался в диковинку для жителей города - они выставили его на главной площади и рядом повесили портрет Амет-Хана с надписью: "Вот кто сбил стервятника!" Общественность Ярославля и руководство города решили признать Амет-Хана Султана "почетным гражданином города", о чем вручили ему специальное свидетельство. Правительство наградило его очередным орденом за мужество и отвагу.
     Противник упорно продвигался в глубь страны, и летчикам истребительной эскадрильи приходилось делать все, чего требовала боевая обстановка: сбрасывать бомбы, атаковать пулеметным и пушечным огнем колонны автомашин, железнодорожные составы противника. С каждым вылетом накапливалось боевое мастерство Амет-Хана.
     21 августа 1942 г. Амет-Хан назначается на должность командира эскадрильи. К этому времени его полк переводится на Сталинградский фронт. В ходе боев, имеющих решающее значение для победы в войне, Амет-Хан над небом города Сталинграда сбил 6 самолетов лично и 17 в групповых схватках.
     В октябре 1942 года командование фронта создает истребительный полк, в который набираются асы - истребители, имеющие большой опыт боев и воздушных побед. Амет-Хан оказывается среди десяти лучших летчиков-истребителей, имеющих отличные показатели в воздушных боях с противником. Был создан 9-й гвардейский истребительный полк при 8-й Воздушной армии под командованием генерала армии Хрюкина Т. Т .
     Полк участвует в боях в наиболее горячих схватках, где решались судьбы всего фронта, на наиболее важных стратегических направлениях. Эскадрилье Амет-Хана в составе 6-ти летчиков-асов однажды пришлось сразиться в воздушном бою с 40 самолетами противника, из этого боя они вышли победителями.
      Летчики противника узнавали Амет-Хана "по полету" и называли его по рации "Черным дьяволом". Мало находилось смельчаков, готовых сразиться с ним при встрече. Амет-Хан в шутку интересовался: "Почему они убегают?" видя, что противник предпочитал ретироваться, чем встречаться с "Черным дьяволом ".
     В августе 1943 года число сбитых Амет-Ханом самолетов достигло 30, боевых вылетов зафиксировано более 300, боев 79. В ноябре и декабре 1942 года он награждается новыми орденами. В апреле 1943 года - "Орденом Ленина".
     В августе 1943 года командирование 8-й Воздушной армии представило Амет-Хана к высшей награде страны, на звание "Героя Советского союза". Награду вручил герою генерал армии Хрюкин Т.Т.
     25 февраля 1944 года герою присваивается очередное воинское звание - гвардии майор.
     15 января 1945 года награждается орденом "Отечественной войны 1 степени". По мере приближения советских войск к Берлину, все ожесточеннее идут бои как на суше, так и в воздухе, все реже немецкие самолеты залетают за линию фронта. Их приходиться искать. Эскадрилья Амет-Хана ведет полеты над Берлином и базируется в черте города на личном аэродроме Гитлера. Здесь, в ангарах, летчики его эскадрильи обнаруживают первые реактивные самолеты, которые немцы не смогли использовать в бою. 25 апреля 1945 года над Берлином был сбит самолет - истребитель, это был последний самолет сбитый в ходе войны, и сделал это Амет-Хан Султан. Так была поставлена последняя точка в воздушных боях в Великой Отечественной войне.
     29 июня 1945 года Амет-Хану Султану присваивается вторая золотая Звезда героя Советского Союза. Он становится одним из тех шестидесяти пяти, кому пришлось в ходе войны подтверждать свое геройство дважды. Когда кончилась война, которую Амет-Хан прошел с первого дня и до последнего, ему было не полных двадцать пять лет.
     Неоднозначно сложилась судьба героя после окончания войны. 15 апреля 1946 года он поступает в Академию Военно-Воздушных сил. Он не мог без неба, не мог без полетов. Амет-Хан поступает на работу в Летно-исследовательский институт ВВС, расположенный в городе Жуковском. И здесь, как и на фронте, он показывает себя как незаурядный специалист. Здесь раскрывается в полной мере наряду с талантом летчика его талант изобретателя и дар ученого. С его помощью и при его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Создается новый неведомый доселе самолет "ТУ-16", носитель ядерного оружия, ставший краеугольным камнем ядерного щита страны. Испытав, проверив собственными руками не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем аппаратам и самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед.
     Вот неполный список программ, выполненных Амет-Ханом в то время, когда он был ведущим специалистом в ЛИИ ВВС.
     В 1953 г. - выполнил программу испытания крылатой ракеты.
     В 1953 г. - становится лауреатом Государственной премии 2-й степени.
     В 1954 г - произвел испытание и довел до совершенства первый стратегический бомбардировщик - носитель ядерного оружия "ТУ - 16 "
     1956 г. - произвел успешно испытания ракет "воздух-земля" на самолете - бомбардировщике "ИЛ-28"
     1961 г. - заслужил звание: "Заслуженный летчик - испытатель СССР".
     1964 г - Успешно провел испытание космических аппаратов, отработал режим "невесомость".
     1 февраля 1971 года - погиб при очередном испытании новой техники.

     Он погиб также как и жил - в полете. Его участие в борьбе своего народа за лучшую долю оставались суетой сует. Это была и его борьба. До последнего дыхания он чувствовал себя частицей крымскотатарского народа, и боль народа воспринимал как свою.
     Народ помнит и чтит его, память будет жить о нем в веках. В Алупке установлен бюст Амет-Хану Султану, и каждый мусульманин, приходя туда, не проходит мимо, воздает герою молитву. Каждый православный кладет цветы. Он - наш общий герой. Это был настоящий человек, заботился о всех.
     Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его именем названа площадь в столице Крыма Симферополе, а также улицы в городах Алушта, Бахчисарай, Гурзуф, Евпатория, Керчь, Симферополь, Ялта. О нем написано много, и еще больше предстоит написать. Народ должен знать о своем герое все, чтобы память о нем жила в судьбе народа вечно.

Симферополь


ПАМЯТИ ТОВАРИЩА


     На 23-е марта друзья и любители творчества Юнуса Къандыма готовились к встрече для того, чтобы еще раз пообщаться с поэтом, писателем, переводчиком. Только что вышла его книга. Закончена работа над антологией крымскотатарской прозы, которая должна выйти из печати в этом году, подготовленная на двух языках. Но, непредвиденный случай изменил все наши планы. 20 марта мы узнали, что он в 5 часов утра в этот день скончался. Эта новость потрясла не только членов семьи, но и всех, кто его знал. Но, друзья решили не отменять встречу. Она состоялась. Это была встреча реквием о замечательном литераторе и друге. Все собравшиеся говоря о нем искренне сожалели, что ему так мало было отпущено на земле. Его лицо, всегда светящееся улыбкой, искрилось оптимизмом и неиссякаемой энергией. Таким и остался он в нашей памяти, таким и останется на долгие годы. Он был желанным гостем в каждом доме.
     Юнус Къандым родился 4 сентября 1959 года. В 1976 году, закончив среднюю школу, поступил на факультет крымскотатарского языка и литературы Ташкентского педагогического института. Работал в газетах "Ленин байрагъы", "Достлукъ", "Янъы дунья". Первое стихотворение опубликовал в газете в 20 лет. Его стихи публиковались на многих языках. На них написано более 15 песен. Перевел на крымскотатарский язык произведения У. Шекспира, М. Лермонтова, Ю. Мушкетика, М. Коцюбинского, М. Танка, П. Бровки, Р. Рождественского, перевел романы Д. Дагъджи.
     В 2004 году подготовил для печати сборник переводов М. Волошина.
     Литературное творчество он совмещал с преподавательской деятельностью, работал над кандидатской диссертацией. С 1989 года член Национального союза писателей Украины. О таких людях говорят: сгорел в работе. Отдал свой талант литературе, народу.
     Пусть земля будет ему пухом. Пусть каждый помнит о нем в беде и в праздники. Смерть Юнуса Къандыма нанесла невосполнимую потерю литературе и культуре народов Крыма.

Самад ШУКУР
Ответственный секретарь КРО НСПУ


                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz