Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№7-8(154-155), 25 февраля 2005     

Леонтий ФАТЕЕВ

В МИРЕ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ

      В русском языке есть удивительные выражения, емкие и образные. Появились они давно, но живут и поныне. Являясь эхом далеких времен, они радуют любителей слова.
      Недавно прочитал в "Фаворите" В. Пикуля: "Екатерина накуксилась". Резануло слух, насторожило: а можно ли так сказать, несмотря на все богатства русского языка?
      Князь киевский Владимир давал большой пир в Золотой палате в честь византийских гостей. Те, кто на пир не попал, толпились на княжеском дворе, чтобы хоть услышать, как пирует князь и гости. А боярин Кукса влез на высокую липу, заглянул в окно Золотой палаты и воскликнул: "Зрю!" И в этот момент свалился с дерева на землю. При этом боярин сломал три ребра и обе ключицы. Так родилось выражение "скукситься", порицающее зависть, непомерное любопытство, необоснованные претензии и амбиции и наделившее боярина Куксу бессмертной геростратовой славой.
      Долгое время интриговало выражение: "И жид за компанию повесился". Неужели этот славный жид проявил такой коллективизм и самоотречение, и не чета прочим жидам?
      Разгадка пришла совершенно неожиданно от потомка запорожских казаков М. В. Кузьменко. И дело стало совсемпрозаичный, обретя реальные черты прошлого.
      У турецких янычар, этих головорезов султанской армии, была святыня - большой медный котел для приготовления пищи. Каждый, без достаточного почтения отнесшийся к котлу или вареву, приготовленному в нем, в любой момент мог лишиться головы...
      Запорожские казаки, в пику янычарам, сделали себе для приготовления пищи из чистого золота огромный котел и назвали его "компания". Поваром при этой компании был тот самый жид. Во время одного из налетов на Запорожскую Сечь враги похитили золотой котел, и тогда жид повесился за компанию. Как видим, жив курилка!
      В этой связи любопытно вспомнить, что Иуда продался за тридцать сребренников и жид за копейку удавится. Очень интересной представляется родословная выражения: "Чухаться щепками". Как оно появилось на белый свет, где его начало? В давние времена великосветские дамы во время перерыва на балах и других увеселительных собраниях входили в специальную комнату, вынимали ив пышных причесок изящные палочки, украшенные драгоценностями, и начинали... чесаться. Это и неудивительно: ведь завшивленность в то давнее время даже в высшем свете была высокой. Борьбу с вредными паразитами приходилось вести с помощью палочек, чтобы не разрушить великолепную прическу и сохранить обаяние женской красоты. Чертовски трудная задача, когда после раунда борьбы со вшами надо было идти танцевать и строить амуры. Палочки и комнаты для войны с врагами рода человеческого носили название чесальных. Ну, а модницы из бедных семей не могли позволить себе роскошь иметь изящные чесальные палочки. Поэтому бедные девы, подражая светским дамам, чухались щепками, это выражение стало характеризовать крайнюю бедность, а из подтекста следует (да простят меня), что наши предки вели с переменным успехом отчаянную борьбу со вшами.
      Есть одно выражение, связанное с бобами. Бобы дали название целому семейству: горох, фасоль, чечевица, соя, чина, нут и другие. Бобовые являются ценным пищевым продуктом, из них готовят много вкусных и питательных блюд, дело доходит до того, что рекомендуется мясо заменять бобовыми.
      Когда у бедного человека пытаются занять деньги, он говорит: "Сам сижу на бобах". В настоящее время выражение "сидеть на бобах" является признаком бедности. Это выражение пришло к нам из глубины веков. Упоминание о бобахмы находим в Индии и Греции.
      В духовной жизни индийской деревни важную роль играл пандит (рассказчик), знавший наизусть "Махабхарату", "Рамаяну", "Бхагавату". Он вел образ жизни, установленный вековыми традициями. Между прочим, пандит носил на макушке хохолок, потому что в древних священных шастрах написано, что у мужчин должно быть столько волос, сколько их может пройти через серебряное кольцо, которое он носит на пальце.
      Дважды в день он совершал омовение у родника и трижды в день молился. Пищу он выбирал в соответствии с указаниями календаря, каждый пятнадцатый день соблюдал полный пост, а разговлялся зелеными бобами, сваренными в соленой воде. (Р. К. Нарайан).
      А сейчас перенесемся в Древнюю Грецию. Во время войны на острове Самос Перикл разделил свою армию на восемь частей. Бросали жребий. Той части армии, которой доставался белый боб, разрешалось пировать и гулять, остальные занимались ратными делами "белый день"). Так описывает появление выражения "сидеть на бобах" Плутарх в своих "Избранных жизнеописаниях".
      "Добро пожаловать!" Кто не знает или не помнит это выражение? Оно было очень популярным в 50-70-е годы двадцатого столетия. На стодневку, на праздник, в институт, в гости - добро пожаловать! Везде будешь желанным и дорогим участником или гостем. Как говорил А. Райкин: "Заходи, дорогой, заходи!" Но было время, когда это выражение выступало в другой, в своей изначальной и совсем земной сути. Деловые люди жаловали разного рода государям добро, и за это получали разрешение заниматься предпринимательством. Московскому государю жаловали связки соболей, горностаев, куниц и т. п.
      "Добро пожаловать!" Отголоски этого явления встречаются в таких событиях. В 1649 году деятели из Ост-Индской компании отняли у малолетнего принца Лахора алмаз "Кохинур" ("Гора Света") и преподнесли его королеве Англии Виктории.
      В месторождении Мвадуи (Танзания) был найден знаменитый розовый алмаз, и владелец рудника преподнес этот камень английской принцессе (потом королеве) Елизавете по поводу ее бракосочетания.
      По случаю 70-летия Л. И. Брежнева для него был выточен из мамонтового бивня якутский национальный сосуд - чорон. Чорон был оправлен серебром, в него были вделаны бриллианты и пиропы. По поводу этого презента С. Ахметов говорит о подхалимах областного и краевого масштаба и называет Г. И. Чиряева. А вождей наших обвиняет в том, что они любили получать дорогие подарки в юбилейные дни ("Камень твоей судьбы"). Такой вот двойной стандарт у ученого С. Ахметова: когда наши вожди получают подарки - это плохо, если подарки получают английские королевы - то хорошо! "Добро пожаловать!"

Евпатория

      

                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz