БЕСЕДЫ О
ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ
ВОСЕМЬ ВОРОСОВ И ОТВЕТОВ
Беседу с Вячеславом Килесой ведет
В.Бушняк
|
|
В.Бушняк |
В.
Килеса |
В.Б.– Вячеслав Владимирович,
как началась Ваша творческая жизнь, с какого года?
Помните ли Вы свою первую творческую публикацию?
В.В.– Это
было в четвертом классе восьмилетней школы г. Белогорска:
я и мама снимали квартиру в части города, противоположном
школе. Возвращался я после окончания уроков вместе
с одноклассником Васей Мирошниченко, повествовавшем
мне обычно, где и с кем он недавно подрался. Я на
такие подвиги способен не был, поэтому, завоевывая
авторитет, сочинял и декламировал Васе стихи собственного
изготовления: в основном это были вариации на темы
Корнея Чуковского. Всерьез начал писать стихи в
девятом классе: это были философские размышления
о вечности, природе и лицах противоположного пола.
Первые публикации
были в школьной стенгазете, газете «Историк» исторического
факультета ОГУ, где я был главным редактором, и
какой-то из одесских газет, где я дебютировал, описывая
студенческие будни. Но отношение к этому было несерьезным,
поскольку собирался я быть великим ученым.
В.Б.
– Какой вы представляли свою литературную судьбу?
Все ли в ней сложилось так, как Вы хотели?
В.В. – В
университет сочинительство мне нужно было для того,
чтобы стать знаменитым. Я даже представлял, как
публикуются мои стихи в журнале «Юность», вся страна
восхищенно ахает и однокурсники – в первую очередь
девушки, – начинают проявлять ко мне повышенное
внимание. Через два года после университета пытался
поступить на заочное отделение Литературного института,
но, отправив туда свои стихи, получил сообщение,
что конкурс они не прошли. Позже, живя в Подмосковье
и вращаясь в диссидентских кругах, писал и опубликовывал
в Самиздате публицистические статьи: под псевдонимом
«Вячеслав Витязев». А потом писательство стало моим
личным делом, интересным только для меня и придававшем
смысл моему существованию на земле. Наверное, большего
и желать нельзя.
Для писателя очень важно быть опубликованным. Это
то, чего не хватает всем нам. У меня в столе лежат
два романа и рассказы, так и не получившие серьезного
книжного оформления.
В.Б.
– Кто был Вашим кумиром в литературе, а если его
не было, то творчество какого писателя Вам ближе
всего по духу?
В.В. - В
школе – М. Лермонтов (я учился писать на примере
его «Тамани»), А. Грин, в университете – Саша Черный,
братья Стругацкие, М. Анчаров, еще позже – А. Блок,
А. Ахматова. М. Цветаева, опять А. Грин, О,Генри.
Это те, кто был близок. А духовным кумиром с 19
лет стал и остался Дэвид Генри Торо, его «Уолден...».
Торо научил меня писать кратко и афористично, у
О.Генри я усвоил иронию, а Грин сделал меня романтиком.
В.Б. - За последние
годы многое изменилось в нашей жизни, нет страны,
в которой мы жили. Сейчас мы живем в другом государстве.
Это каким-то образом повлияло на Ваше творчество?
Как Вы себя ощущаете в новой реальности?
В.В. - Конечно,
повлияло. Появились новые темы, изменилось отношение
ко многим вещам, людям. А в новой реальности я себя
не ощущаю (она – сама по себе, я - соответственно),
я ее изучаю.
В.Б. – Какие задачи
должен ставить перед собой писатель, исходя из принципов
своего творчества и времени?
В.В. - Писатель
должен ставить перед собой только те проблемы, какие
он способен творчески разрешить. Если залезешь в
«чужой огород» или начнешь писать о том, чего не
понимаешь – только людей насмешишь. А как проблемы
творчески разрешаются – зависит от личности писателя,
от его «харизмы».
В.Б.
– Как вы относитесь к тем писателям, произведения
которых пережили свое время и перешли в формат «вечных»?
Должен ли писатель думать о вечных вопросах и ставить
их перед собой?
В.В. – Естественно,
с почтением: как к уважаемым родителям! А вечные
вопросы писатель должен ставить перед своей жизнью
и на них же своей жизнью отвечать – только тогда
они найдут отклик в его творчестве. А просто «думать
и ставить» – это что-то вроде школьного сочинения.
В.Б. – Крым в литературном
смысле – остров или полуостров? А может быть, что-то
иное?
В.В. – Я
давал на это подробный ответ в своей статье «Крымская
литература – между прошлым и будущим», опубликованном
в журнале «Полюс-Крым». Повторю главное: крымская
литература – это нечто особенное, это остров, плывущий
в океане мировой литературы и поэтому имеющий как
общие литературные характеристики, так и оригинальность
и неповторимость.
В.Б.
И традиционный вопрос – что у Вас сегодня находится
в работе и насколько это для Вас важно?
В.В. – Мной
несколько лет назад задумана серия рассказов о любви
(см. «Девушка», «Светлячки», «Приезд незнакомки»)
и сейчас я в процессе работы над рассказом «Невиновные».
И. как для всех пишущих, самое важное то, что ты
еще не написал.