МИТРОПОЛИТ
АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ О ДОСТОЕВСКОМ
Вероятно, многие наши читатели знакомы с именем
Митрополита Антония Храповицкого, известного богослова,
выдающегося церковного иерарха, в последствии возглавившего
Русскую Православную Церковь Заграницей. Но, пожалуй,
мало кто знает, что Владыке Антонию принадлежит серьезнейшее
'Литературное исследование, посвященное его любимому
писателю - «Словарь к творениям Достоевского». В достаточно
обширном труде, разделенном на более чем двадцать
глав и параграфов («Русский народ и русское общество»,
«Высшая ценность жизни по
Достоевскому», «Сострадание и дети» и т.п.), Митрополит
Антоний пытается осмыслить не только религиозную,
нравственную, литературную, но и историческую ценность
произведений великого писателя, вплоть до его провидения,
так ярко проявившегося в романе «Бесы». Отсылая почитателей
творчества Достоевского к интереснейшему сборнику
«Достоевский и православие», изданном в Москве в 2003
г. и открывшем цикл, посвященный русским классикам
и Православию (вышел том «Гоголь и Православие» в
2004 г, на этот год намечен выход сборника «Тютчев
и православие» и «Пушкин и Православие»), мы предлагаем
ознакомиться с некоторыми отрывками из «Словаря к
творениям Достоевского» Митрополита Антона Храповицкого,
вошедших в сборник.
«Достоевский - оптимист, но в то же время и реалист:
он не хочет усыпить нас сладким убеждением, будто
все люди добры, будто нет погибающих грешников: оттолкнуть
можно от злости или от развращенного сердца ... Автор
не проповедник розового христианства, как обвинял
его К. Леонтьев; его задача в том, чтобы убедить людей
в доставляемой им Богом и собственною душою возможности
возрождения, воспользоваться ею зависит уже от свободной
воли...»
«О последних минутах земной жизни Ф.М. Достоевского
известно, что они протекали при чтении его супругой
Святого Евангелия. Читано было о благословении Спасителем
детей. На словах «Иисус же сказал: «Не удерживайте
их» - умирающий обратился к жене: «-Слышишь: «не удерживайте»?
И ты меня не удерживай». Это были последние его слова.
Душа его неудержимо стремилась в лучший мир, где по
слову Христову, спасенные «Во едино будут».
Пусть меня остановят господа невропатологи, если я
выскажу такое предположение, что наш великий писатель
испытывал перед припадками эпилепсии восторженное
чувство всемирного синтеза не потому, что оно посещает
в этих случаях всех эпилептиков, а потому, что он
такое чувство или, по крайней мере, такое предчувствие,
такое стремление носил всегда в своей душе, и с таким
именно чувством перешел в лучший мир, и продолжает
сохранять его в своем духе и доныне и на вечные времена,
а отражение этого чувства оставил нам в своих бессмертных
творениях».
Подготовил
Г. Когонашвили,
фонд "Искусство
во имя Христа"