Николай ГОТОВЧИКОВ
КРЫМСКАЯ
ОДИССЕЯ НИКОЛАЯ КОСТОМАРОВА
Имя
Николая Ивановича Костомарова, историка, этнографа,
исследователя, редактора первого посмертного издания
произведений Т.Г.Шевченко (1867 г.), самобытного поэта
и драматурга, переводчика, наконец, профессора, читавшего
лекции в Харьковском, Петербургском, Киевском университетах,
известно каждому школьнику (по участию с Кобзарем
в Кирилло-Мефодиевском обществе), студентам и широкому
кругу ученых - по его фундаментальным работам: "Черты
народной южнорусской народности", трехтомнику "Русская
история в жизнеописании ее главнейших деятелей", "Смутное
время Московского государства", историческим портретам
выдающихся деятелей Украины, известен он и широкому
кругу читателей.
К почитателям его таланта, гражданственности относились А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Марко Вовчок, П.А.Кулиш, А.В.Луначарский, М.Горький… К сожалению, произведения Н.И.Костомарова изданы и переизданы далеко не все. Так, знаменитая "Автобиография" после революции 1917 г. была издана в 1922 г. , а переиздана лишь в 1989 г.
С трудом можно разыскать, по крайней мере, учителю истории или литературы на селе, многочисленные исследования его творчества - работы И.П.Крипякевича, М.А.Рубача, В.Г. Сарбея и др.
Не встречалось работы на тему "Костомаров и Крым", что и побудило сделать набросок по этой проблеме.
Впервые Николай Костомаров приехал в Крым летом 1841 г. После напряженной работы (в Харькове он писал диссертацию о значении УНИИ в истории Западной Руси и подал ее ученым на рассмотрение) по совету врачей приехал в Крым.
"Я купался в Феодосии, где испытал ужаснейшую скуку, тем более что в то время не мог найти удобного помещения в городе и жил в очень плохой гостинице", - писал историк, которому было тогда 24 года.
Жажда знаний зовет его путешествовать: он едет верхом по Южному берегу, к Алуште, на вершину Чатырдага ("Восхождение на Чатырдаг оставило неизгладимое впечатление. На вершине горы представился мне поразительный вид горных вершин Яйлы и безбрежной синевы Черного моря").
Посещает Симферополь, едет в Бахчисарай, совершает путешествие в Чуфут-Кале. В "Автобиографии" он свидетельствует: "Двухдневное пребывание в Бахчисарае оставило следы в моей литературной деятельности: я написал несколько малорусских стихотворений, из которых два - "До Марii Потоцькiй" и "Аглас-Чесме" - напечатаны были в "Молодике" Бецкого" ("Молодик" - украинский литературно-художественный и историко-научный альманах 1843-1844 гг.).
Молодой ученый возвращается в Симферополь, а оттуда едет в Керчь. Здесь он осматривает боспорские могилы, музей. Под впечатлением увиденных здесь сокровищ он пишет стихотворение "Пантикапея".
К сожалению, и тогда было много "черных археологов". Из воспоминаний: "…Я услышал возмутительные вещи о злоупотреблениях, совершавшихся при раскопках керченских кур ганов. Так, например, рассказывали, что, раскопавши "Золотой Курган", но не выбравши из него всех вещей, оставили на ночь без караула, и толпа жителей, проведавши это, бросилась туда и разграбила сокровища, которые не успели вынести археологи… Кроме того, о самих археологах, раскапывающих курганы, ходили неодобрительные отзывы. Говорили, будто бы они утаивали найденные в курганах драгоценности и тайно продавали их англичанам".
Следующая встреча с Крымом была летом 1852 г. В Керчи он присутствует при раскопках древнего кургана, которые велись под руководством профессора из Одессы Н.Н.Мазуркевича. "Мы с профессором оказались в подземном склепе, настолько высоком, что можно было безопасно стоять в нем; мы увидели груду жженых костей, разложенных на земляном прилавке; в голове скелета была глиняная амфора, которую мы вынесли с собой и передали в музей". Н.И.Костомаров побывал в Ливадии, в обеих Ореандах, через Байдарские ворота "прибыли в Балаклаву, осмотрели генуэзские башни, искупавшись, сели в тележку и отправились в Севастополь".
Интересные записи сделаны историком во время его приезда в Крым в июне 1870 г. Он спешил повидать Севастополь.
"Посещение Севастополя произвело на меня, - пишет Н.И.Костомаров, - потрясающее впечатление. Припоминая то время, когда я видел его еще населенным и кипевшим жизнью городом, со множеством кораблей и судов, окруженным садами и рощами, - теперь въехал в совершенные развалины. Бывшая лучшею часть города представляла ряды домов и стен без кровлей, со следами пушечных выстрелов. Не было и следа существовавших прежде сухих доков; огромные матросские казармы на горе представляли громадную массу развалин".
Он посещает кладбище, где "тела убитых сваливали вместе, без гробов, в одну яму", поднимается на Малахов курган ("Множество пуль валялось еще на земле"), и, чтоб сгладить эти впечатления, едет в Херсонес и Инкерман. В Херсонесе любуется откопанными мраморными фундаментами, колоннами; побывал на строительстве церкви св. князя Владимира, в пещерах в горах, в Инкерманском монастыре.
Снова - Бахчисарай, Чуфут-Кале, Иосафатова долина, Успенский монастырь. "Келии монашествующей братии монастыря почти все высечены в скале, и для зрителя, находящегося на другой стороне оврага, представляются в виде гнезд ласточек, приютившихся в безыскусственном величавом здании, воздвигнутом самой природой".
Снова Севастополь. Далее - пароходом - в Евпаторию: "Самый город Евпатория населен главным образом караимами. Рынок изобилует громадным складом всякого рода местных плодов, но в городе нет ни общественных садов, ни деревьев, под которыми можно было бы укрыться от томительного зноя. Говорят, впрочем, что караимы внутри своих дворов разводят садики, но они составляют их семейное достояние".
…Несколько эпизодов пребывания Н.И.Костомарова в Крыму. Заметим, он приезжал сюда на лечение (ему предписано было морское водолечение), но этот неутомимый исследователь успел многое увидеть глазами историка и поэта, оставив нам неповторимые зарисовки Крыма 40-80 гг. девятнадцатого века.
п. Восход