Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№7-8(154-155), 25 февраля 2005     

БЕСЕДЫ О ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ
ВОСЕМЬ ВОРОСОВ И ОТВЕТОВ

Беседу с Николаем Тарасенко ведет Владимир Бушняк

 В.Бушняк Н. Тарасенко



В.Б. – Василий Яковлевич, как началась Ваша творческая жизнь, с какого года? Помните ли Вы свою первую творческую публикацию?


Н.Т. – Студенческая пора, наш симферопольский предвоенный литфак. Увлеченность открывшейся красотой поэтической речи. "Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики!" (В. Маяковский). Есенинские надрывы: "Если раньше мне били в морду, то теперь вся в крови душа...". Блоковская мелодика ("И веют древними поверьями ее упругие шелка…") В такой вот атмосфере высоких творческих технологий перенастраивалась и наша ученическая поэзия.
    Первая моя заметная публикация - четыре стихотворения в сборнике "Литературный Крым", Симферополь, 1940 год.

В.Б. – Какой вы представляли свою литературную судьбу? Все ли в ней сложилось так, как Вы хотели?

Н.Т. – Сложилось так, какпредопределил мой Фатум: Стечением Обстоятельств. Встречи с поэтами-шестидесятниками… Но что-то от меня тоже, видать, зависело. Увлекся мифологией и символикой древних... Во все времена античность привораживала поэзию. Эвтерпа и Орфей, можно сказать, уберегли мою музу от порицаний за удаленность и неучастие. Время, правда, было нешуточное, но я как беспартийный все-таки тогда отшутился:
        От эллинских дней в современность редактор мой просит "мостки"...
        О небо, прости ему смелость, а мне мою кротость прости.
        Я парился, как в батискафе, и вывел рукою своей:
        Ура! В Феодосии, в Кафе, открыт ресторан "Одиссей"!..
    Навсегда в моих снах, и праздных и творческих, прозрачная тень Эллады лежит на пейзажах Крыма.

В.Б. – Кто был Вашим кумиром в литературе, а если его не было, то творчество какого писателя Вам ближе всего по духу?

Н.Т. – Из ближайших люблю Леонида Мартынова, его эстетику. Прослушивание хода Времени ("В час ночи все мы на день старше..."). Вспоминаю Бориса Слуцкого ("Угасают большие огни, и светить за себя поручают..."). Таким вот "порученцем" понимал себя, свою поэзию Слуцкий.
    А вообще-то люблю не так отдельные имена, как отдельные, знакомые наизусть строчки и стихотворения самых разных, в большинстве своем почти неизвестных авторов... Скажем так: в просветленном небе моей благодарной памяти парят высокие перистые облака строф и созвучий, найденных поэтами в их мучительной и часто короткой жизни.

В.Б. - За последние годы многое изменилось в нашей жизни, нет страны, в которой мы жили. Сейчас мы живем в другом государстве. Это каким-то образом повлияло на Ваше творчество? Как Вы себя ощущаете в новой реальности?

Н.Т. –"Как ощущаю себя в новой реальности"? Да никак. Внутренний мир, если сложился, мало чего вбирает от внешнего. Живет в привычной тональности, довольствуясь малым, с книгой, с природой. "Прекрасен мир, в нем свет и радость, а если зло - не от меня".
    Но понимаю и то, что следующие поколения вправе формировать свои собственные ритм и смысл жизни, свою собственную культуру.

В.Б. – Какие задачи должен ставить перед собой писатель, исходя из принципов своего творчества и времени?

Н.Т. – Задача одна: самовыражение. То есть, попытка объяснить себе и людям, что тыза личность. Каков ты есть как человек и писатель, и как представляешь и оцениваешь окружающий мир. В этом весь смысл твоего сочинительства. Читатель примет тебя или отвергнет - это уже его часть работы. Если, конечно, ожидаемая встреча вообще состоится.

В.Б. – Как вы относитесь к тем писателям, произведения которых пережили свое время и перешли в формат "вечных"? Должен ли писатель думать о вечных вопросах и ставить их перед собой?

Н.Т. – С великим уважением и любовью. В прозе для меня - это Михаил Афанасьевич Булгаков. К слову, при жизни дружно облаянный критиками (95% резко отрицательных отзывов). А вот в поэзии... Кто перешел "в формат вечности"? Не уверен. Может быть, известный поэт, шестижды лауреат Госпремии? Или другой, кавалер пяти орденов Ленина? Вроде бы перебор: у маршала Жукова - и то меньше, всего три. Да, чуть не забыл: кумир далеких студенческих лет, Маяковский: "Мне и рубля не накопили строчки..." А памятник цел, и глядит в будущее. Так что пусть наши неясности прояснит Время, этот несменяемый Председатель любых возможных комиссий.

В.Б. – Крым в литературном смысле - остров или полуостров? А может быть, что-то иное?


Н.Т. – Крым в литературномсмысле - это в основе своей все те же Грин и Волошин.
    В смысле писательском - это множество новых имен. Только вот обозначить себя выпуском достойной книги почти так же трудно, как было когда-то Грину или Волошину.
    Крым полуостров - это будущий рай для теплоходных туристов со всего света. А пока что у крымчан адские бытовые проблемы, особенно зимой. Но сама природа все еще почти киммерийская.

В.Б. – И традиционный вопрос - что у Вас сегодня находится в работе и насколько это для Вас важно?

Н.Т. – С возрастом тянет почитать что-нибудь явно непопулярное. Ведь задолго до нас жили люди, и не глупее нас. Задаваясь вопросами из числа вечных, они оставили след в духовном развитии. Их тоже надо бы выслушать.
    А там, глядишь, набежит и свое желание высказаться. Все мы так или иначе сталкиваемся с новыми вариациями все тех же давних вопросов.

 

 


                          | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz