БЕСЕДЫ О
ЛИТЕРАТУРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ
ВОСЕМЬ ВОРОСОВ И ОТВЕТОВ
Беседу с Николаем Тарасенко ведет Владимир Бушняк
|
|
В.Бушняк |
Н.
Тарасенко |
В.Б. – Василий Яковлевич, как началась Ваша творческая жизнь, с какого года? Помните ли Вы свою первую творческую публикацию?
Н.Т. – Студенческая
пора, наш симферопольский предвоенный литфак. Увлеченность
открывшейся красотой поэтической речи. "Оружия любимейшего
род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия
острот, поднявши рифм отточенные пики!" (В. Маяковский).
Есенинские надрывы: "Если раньше мне били в морду,
то теперь вся в крови душа...". Блоковская мелодика
("И веют древними поверьями ее упругие шелка…")
В такой вот атмосфере высоких творческих технологий
перенастраивалась и наша ученическая поэзия.
Первая моя заметная публикация - четыре стихотворения в сборнике "Литературный Крым", Симферополь, 1940 год.
В.Б.
– Какой вы представляли свою литературную судьбу? Все ли в ней сложилось так, как Вы хотели?
Н.Т. – Сложилось
так, какпредопределил мой Фатум: Стечением Обстоятельств.
Встречи с поэтами-шестидесятниками… Но что-то от
меня тоже, видать, зависело. Увлекся мифологией
и символикой древних... Во все времена античность
привораживала поэзию. Эвтерпа и Орфей, можно сказать,
уберегли мою музу от порицаний за удаленность и
неучастие. Время, правда, было нешуточное, но я
как беспартийный все-таки тогда отшутился:
От эллинских дней в современность редактор мой просит "мостки"...
О небо, прости ему смелость, а мне мою кротость прости.
Я парился, как в батискафе, и вывел рукою своей:
Ура! В Феодосии, в Кафе, открыт ресторан "Одиссей"!..
Навсегда в моих снах, и праздных и творческих, прозрачная тень Эллады лежит на пейзажах Крыма.
В.Б.
– Кто был Вашим кумиром в литературе, а если его
не было, то творчество какого писателя Вам ближе
всего по духу?
Н.Т. – Из
ближайших люблю Леонида Мартынова, его эстетику.
Прослушивание хода Времени ("В час ночи все мы на
день старше..."). Вспоминаю Бориса Слуцкого ("Угасают
большие огни, и светить за себя поручают..."). Таким
вот "порученцем" понимал себя, свою поэзию Слуцкий.
А вообще-то люблю не так отдельные имена, как отдельные, знакомые наизусть строчки и стихотворения самых разных, в большинстве своем почти неизвестных авторов... Скажем так: в просветленном небе моей благодарной памяти парят высокие перистые облака строф и созвучий, найденных поэтами в их мучительной и часто короткой жизни.
В.Б. - За последние
годы многое изменилось в нашей жизни, нет страны,
в которой мы жили. Сейчас мы живем в другом государстве.
Это каким-то образом повлияло на Ваше творчество?
Как Вы себя ощущаете в новой реальности?
Н.Т. –"Как
ощущаю себя в новой реальности"? Да никак. Внутренний
мир, если сложился, мало чего вбирает от внешнего.
Живет в привычной тональности, довольствуясь малым,
с книгой, с природой. "Прекрасен мир, в нем свет
и радость, а если зло - не от меня".
Но понимаю и то, что следующие поколения вправе формировать свои собственные ритм и смысл жизни, свою собственную культуру.
В.Б. – Какие задачи должен ставить перед собой писатель, исходя из принципов своего творчества и времени?
Н.Т. – Задача
одна: самовыражение. То есть, попытка объяснить
себе и людям, что тыза личность. Каков ты есть как
человек и писатель, и как представляешь и оцениваешь
окружающий мир. В этом весь смысл твоего сочинительства.
Читатель примет тебя или отвергнет - это уже его
часть работы. Если, конечно, ожидаемая встреча вообще
состоится.
В.Б.
– Как вы относитесь к тем писателям, произведения
которых пережили свое время и перешли в формат "вечных"?
Должен ли писатель думать о вечных вопросах и ставить
их перед собой?
Н.Т. – С
великим уважением и любовью. В прозе для меня -
это Михаил Афанасьевич Булгаков. К слову, при жизни
дружно облаянный критиками (95% резко отрицательных
отзывов). А вот в поэзии... Кто перешел "в формат
вечности"? Не уверен. Может быть, известный поэт,
шестижды лауреат Госпремии? Или другой, кавалер
пяти орденов Ленина? Вроде бы перебор: у маршала
Жукова - и то меньше, всего три. Да, чуть не забыл:
кумир далеких студенческих лет, Маяковский: "Мне
и рубля не накопили строчки..." А памятник цел,
и глядит в будущее. Так что пусть наши неясности
прояснит Время, этот несменяемый Председатель любых
возможных комиссий.
В.Б. – Крым в литературном смысле - остров или полуостров? А может быть, что-то иное?
Н.Т. – Крым
в литературномсмысле - это в основе своей все те
же Грин и Волошин.
В смысле писательском - это множество новых имен. Только вот обозначить себя выпуском достойной книги почти так же трудно, как было когда-то Грину или Волошину.
Крым полуостров - это будущий рай для теплоходных туристов со всего света. А пока что у крымчан адские бытовые проблемы, особенно зимой. Но сама природа все еще почти киммерийская.
В.Б. – И традиционный вопрос
- что у Вас сегодня находится в работе и насколько
это для Вас важно?
Н.Т. – С
возрастом тянет почитать что-нибудь явно непопулярное.
Ведь задолго до нас жили люди, и не глупее нас.
Задаваясь вопросами из числа вечных, они оставили
след в духовном развитии. Их тоже надо бы выслушать.
А там, глядишь, набежит и свое желание высказаться. Все мы так или иначе сталкиваемся с новыми вариациями все тех же давних вопросов.