Гариф ПОЛЕНБЕРГ
ЗНАМЕНИЕ ВЕСНЫ
Å
сть ли в жизни место волшебству? Можно
рассматривать этот вопрос с разных точек зрения, переливая из пустого в порожнее темы "перемещений во времени" или "реального существования парадвойников". Можно доказывать твердолобым оппонентам известные тебе прописные истины. Но они уверуют лишь тогда, когда перед ними раскроется во всем своем великолепии сверкающий ореол фэнтази.
27 апреля в Каминном зале "Хайдельберг-центра" проходил Третий Крымский Республиканский литературный семинар фантастики. Важно не место проведения, ведь до этого фантавторы собирались на филфаке ТНУ и в Русском культурном Центре, а то, что третий год подряд группа инициаторов мероприятия продолжает работу. Теперь можно спокойно воскликнуть: "Свершилось!". Ведь не далее как 22 апреля, в некогда знаменательный для всего советского народа день, был зарегистрирован журнал "Фанданго", который, по мысли организаторов фантклуба, и станет тем печатным органом, который призван освещать не только работу семинара, но и публиковать достижения маститых и начинающих писателей.
Кроме симферопольцев, собирающихся в последнюю среду каждого месяца в 17.00, на семинар прибыли Янина Грошева и Олег Иванов (Евпатория), Михаил Щегольков (Феодосия), Алексей Тимиргазен (Старый Крым), Николай Немытов (с. Маленькое, Симферопольский район).
Пленарное заседание открыл президент Крымского Клуба Фантастов Валерий Гаевский с докладом-сообщением "Проект альманаха "Фанданго". Коснувшись нашего творческого наследия ("Фантавры-84"), он перешел к развернутой концепции "Фанданго" и генеральной линии издания. Яркими красками ему удалось показать содержание каждой рубрики альманаха. По его замыслу, с "Фанданго" должны сотрудничать не только фантасты, фаэты, знатоки фэнтэзи и магистры мистико-окультисты, но и психологи, критики, научные работники. Таким образом, "Фанданго" призван стать своеобразным мостом между авторами и издательствами Украины и России.
Елена Стоянова, заявленная на семинаре как автор-критик, абстрагировалась от творчества "отцов клуба" в сообщении "Мифологизация сознанияна крымской почве". Упомянув, что географическая привязанность авторов порой не зависит от места проживания, она перешла к "разборам полетов", начав с мифов Древней Греции, обратившись затем к краткому обзору творчества В.Гаевского и В.Бойчука. По ее мнению, "хоть мистицизм Гаевского и давит, но из-за своей поэтической одаренности ему легче удается оторваться от обыденности. В русской литературе исконно присутствует религиозность. И не только христианство тяготеет над авторами. В случае с Гаевским мы ощущаем прочувствованность философии Востока, пропущенной через себя. Это, собственно, и помогает пройти все "9 колец погружения", открывая в каждом что-то новое и особенное. Разумеется, В.Бойчук имеет свое философское видение мира, но над ним довлеет социум".
Сообщение Е.Стояновой невольно породило дискуссию. В то время как М.Щегольков утверждал, что "христианство - исконно русская религия", Н.Немытов уточнил: "русские - это не нация, а сплав! В теме единства присутствует многомерность духовных ценностей... Фантастика убирает границы". Ирония Гаевского о том, что "православие не приветствует фантастику" плавно перетекла в вывод, сделанный Яной Грошевой: "Нынешнее русское самосознание - есть постмодернизм с элементами цитатности и прикола на предыдущую культуру".
Следующим взял слово О.Иванов. Зачитав определение понятия "Миф", он перебрался к раскрытию темы своего выступления "Мифотворчество": "Есть мифы Творения, эсхатологические мифы, предания о зачинателе Рода. Но, если рассматривать фантлитературу, начиная с "Утопии" Т.Мора, то получается, что ни одно из произведений не привязано к Моментам Созидания или Разрушения. Авторы используют фазу "Современности". Миф подготавливал сознание человека и общества. И насколько развивалось общество, настолько изменялся и сам человек, а, следовательно, и автор. Разбирая нынешнюю фантастику как явление, О.Иванов затронул преемственность, а так же и то, что ни Уэллс, ни Бредбери не занимались "продолжениями" своих историй. Поэтому, "сериалы - данность нынешнего времени. И получается, что увлекшийся "мыльной темой" автор, которому о его "мире" известно ВСЕ, напрочь забывает о читателе. И не доносит последнему многие нюансы и перипетии, оставшиеся за кадром".
К немалому огорчению собравшихся, семинар не порадовал своим присутствием Д.Синица. И мы ничего не узнали о "Современной крымской мифологии" в подтексте романов "Новороссийск" и "Шестой приоритет". Зато, на мой взгляд, его с честью заменил Вячеслав Бойчук с докладом "Апология футурологии в творческом методе фантастики".
Часам к четырем участники семинара синхронно переместились в уютную прохладу поэтического клуба "Гель-Гью". И под сводами небольшого подвальчика зазвучали "Космические строфы" Сергея Савинова. М.Щегольков предупреждал о "Вторжении". О.Иванов заинтриговал рассказом "Господин Дознаватель". Студенты А.Федюшин, А.Гай и М.Малюков поведали о собственном виденье "Сегодня и завтра". Нашлось кое-что у Н.Немытова и И.Полякова.
У Крымского Клуба Фантастов теперь есть журнал. И осенью этого года в первом номере будут опубликованы многие из привезенных на семинар произведений. Вот только хочется надеяться, что В.Гаевский серьезно отнесется к подбору материалов. Пусть у нынешних авторов замечательный, сложившийся стиль. Но, кроме горько-едкой иронии, желания повеселить читателя забавным случаем, в содержание должны попасть и более неординарные эссе-размышления и новеллы поиска, открытий, озарений!
Дерзайте, господа фантасты, лед тронулся!
Симферополь