|
№17-18(164-165), 27
мая 2005 |
РЕЦЕНЗИЯ
МАЛ ЗОЛОТНИК…
Виктор Красиков
Строгие строки. - Симферополь:
ОРК "Личность", 2005 . - 32 стр./ Книжная серия "Жизнь
замечательных людей Крыма, библиотечка "Крымского
альманаха" - "Личность"/.
Стало обыденным в литературном
мире: не каждая вышедшая книга - явление. Но книга
Виктора Красикова "Строгие строки" - исключение. Самым
характерным для личности автора этого поэтического
сборника является второе по счёту стихотворение:
Вас
всевышний - да спаси!
А
меня,сковырнутого с оси,
стащенного
с орбиты,
Таким
терпите...
Не будем акцентировать внимание
на формальности поэтической - приблизительности рифмы
"орбиты - терпите", вспомним: великий Гёте писал по
течению души и зову сердца, и вовсе не комплексовал
из-за неодинакового количества слогов в чередующихся
(по рифме) строках его стихов, что не соответствовало
каноническому шаблону силлабо-тонической системы.
Так и здесь: Виктор Красиков, прошедший армию и работавший
грузчиком, не падает в религиозную эйфорию. Для него
лучшая школа - школа жизни. Вот почему его стихи подкупают
искренним, осмысленным оптимизмом - оптимизмом, несмотря
ни на какие превратности судьбы.
Это жизненное кредо четко
просматривается в его стихотворении "Анкета", из которогоузнаем,
что он - патриот русского народа. Но это никоим образом
не значит, что автор наглухо закрылся в своей национальной
скорлупе, ибо по собственному опыту знаю: он ещё и
прекрасный переводчик с украинского языка, которым
владеет свободно. Недаром ныне здравствующий украинский
поэт-классик и видный государственный деятель Борис
Олейник сказал о нём: "Это мудрый крымский поэт".
Виктор Красиков - настоящий поэт-гражданин, хотя и
ему (как всем нам) не чужды человеческие слабости.
Однако принципиальность позитивного плана - сердцевина
его человеческой натуры:
Отмолчу
бездну ваших укоров,
А
на холку взобраться не дам.
("Мой
осёл упражнялся в гордыне...")
В "Слове и деле" и "Своём
месте" автор, исходя из личной позиции, демонстрирует
фронтон нашей нынешней культуры, в частности - литературы,
когда с неимоверно фантастическим трудом удаётся "пробить"
настоящее поэтическое слово правды к подлинному ценителю
искусства, в отличие от дутых, напыщенных графоманов,
которым по иронии судьбы удаётся любым способом пускать
в глаза читателю псевдопоэтическую пыль.
На контрастах современной
жизни, с объективным вектором на негативизм выстроена
суть стихотворения "Я под старость зачем-то прозрел...",
а в "Грузалях" это и вовсе оконкречено. В "Интервью"
и "Суперляпе" Виктор Красиков весьма доказательно
иронизирует над отдельными несуразностями христианской
религии. Читатель закономерно приходит к выводу: бог
- это Природа. И к этой аксиоме хочется прибавить:
если Дарвину нравится происходить от обезьяны, то
у меня иное мнение: меня создала эта Природа, она
и примет меня в своё лоно.
В стихотворении "Ничто не
делаешь на ять...", посвященном нашему общему знакомому,
в некоторой степени эзоповским языком говорится об
исполинском труде во имя сияющей искры поэтического
слова. А в "Орнитологическом этюде"
В. Красиков опять же ратует
за доминанту природных (а значит, и естественных)
реалий, тактично ругая бумажные выдумки.
Сравнивая его стихотворение
"Утро" с одноименным произведением И. Никитина, приходишь
к мысли: как хорошо, что в русской поэзии так много
(или немного) поэтов хороших и разных! Приём контраста
великолепно продемонстрирован в "Относительности".
Пеан человеческой жизни вдохновенно звучит в стихотворении
"Нас веселят весны капризы...", изобилующем, поэтическими
находками. Чего стоит только чудесная рифма-омофон
"черепах - черепах" (производное от "череп" и "черепаха").
Тут уж не скажешь о словесной сухости. То же видим
и в "Майском". А игривая нота дидактизма никак не
ослабляет (даже наоборот) архитектоники стихотворения
"Чтобы жизнерадостное скерцо...". Настоящая поэзия
там, где она тебя задевает, как говорится, за живое,
хотя хочется и поспорить с автором насчет стихотворения
"Бывало". Почему же "бывало"? Это и сейчас есть!
Справедливым укором в "Золоте
осени" звучит концовка:
...
Что
золото листвы - и весь, пожалуй,
Державы
нашей золотой запас.
Так и хочется воскликнуть:
государственники, будьте ближе к людям, избравшим
вас! Впрочем, следующая миниатюра "Год лошади..."
прозрачно намекает на противоположное.
В "Теперешних" автор ностальгирует
о человеческих отношениях между людьми. Амурное скерцо
взволнованно скользит в стихотворении "Брось его!
Непременно брось!..". Поэт протестует против антиэстетики
в искусстве ("Когда Малевич малевал...").
Вступительное слово к сборнику
написал поэт и прозаик Евгений Веремеенко. Этот книга
- не массивный фолиант (всего 32 страницы), но поневоле
вспоминаешь старинную русскую поговорку: мал золотник,
да дорог.
Фёдор СТЕПАНОВ, член Национального союза писателей
|
Виктор КРАСИКОВ
УТРО
На низких нотах -
самых нижних -
Звучал под куполом хорал,
Храпел вздремнувший
чернокнижник,
Свечи остаток догорал.
Вздыхала даль -
вот-вот проснётся,
Поник мир ночи,
кособок...
И вдруг вкатилось в небо
солнце -
Как золочёный колобок.
Помчалось весело -
вприпрыжку,
Лучи рассыпало вокруг,
С луной затеяло интрижку,
Вспугнуло
двух
ворон-старух.
В моё окно не преминуло
На миг какой-то заглянуть:
- Опять всю ночь не спал?
Со стула,
Дружок, не свалишься?
- Отнюдь!..
* * *
В ночном аду, луной
подсвеченном,
Своих небес не узнаём
И недопонятое днём
Пытаемся додумать
вечером.
Игрушка времени разрушена -
Не устоять на каблуках.
Заботиться не надо, как
Дожить от завтрака
до ужина.
На нервный палец
не наматывай
Минут каштановую прядь.
Уже не надо выбирать
Меж Мандельштамом
и Ахматовой.
Ты всё же капельку
притворщица, -
Дрожит улыбка на губах.
Слегка сфальшивила, и Бах
Качает головой и морщится.
|
|
|
К началу текста | Главная
| Архив газет | |
|
|
|
|