Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№17-18(164-165), 27 мая 2005     

РЕЦЕНЗИЯ

МАЛ ЗОЛОТНИК…

Виктор Красиков
    Строгие строки. - Симферополь: ОРК "Личность", 2005 . - 32 стр./ Книжная серия "Жизнь замечательных людей Крыма, библиотечка "Крымского альманаха" - "Личность"/.


    Стало обыденным в литературном мире: не каждая вышедшая книга - явление. Но книга Виктора Красикова "Строгие строки" - исключение. Самым характерным для личности автора этого поэтического сборника является второе по счёту стихотворение:

        Вас всевышний - да спаси!
        А меня,сковырнутого с оси,
        стащенного с орбиты,
        Таким терпите...

    Не будем акцентировать внимание на формальности поэтической - приблизительности рифмы "орбиты - терпите", вспомним: великий Гёте писал по течению души и зову сердца, и вовсе не комплексовал из-за неодинакового количества слогов в чередующихся (по рифме) строках его стихов, что не соответствовало каноническому шаблону силлабо-тонической системы. Так и здесь: Виктор Красиков, прошедший армию и работавший грузчиком, не падает в религиозную эйфорию. Для него лучшая школа - школа жизни. Вот почему его стихи подкупают искренним, осмысленным оптимизмом - оптимизмом, несмотря ни на какие превратности судьбы.
    Это жизненное кредо четко просматривается в его стихотворении "Анкета", из которогоузнаем, что он - патриот русского народа. Но это никоим образом не значит, что автор наглухо закрылся в своей национальной скорлупе, ибо по собственному опыту знаю: он ещё и прекрасный переводчик с украинского языка, которым владеет свободно. Недаром ныне здравствующий украинский поэт-классик и видный государственный деятель Борис Олейник сказал о нём: "Это мудрый крымский поэт".
Виктор Красиков - настоящий поэт-гражданин, хотя и ему (как всем нам) не чужды человеческие слабости. Однако принципиальность позитивного плана - сердцевина его человеческой натуры:

        Отмолчу бездну ваших укоров,
        А на холку взобраться не дам.
                ("Мой осёл упражнялся в гордыне...")

    В "Слове и деле" и "Своём месте" автор, исходя из личной позиции, демонстрирует фронтон нашей нынешней культуры, в частности - литературы, когда с неимоверно фантастическим трудом удаётся "пробить" настоящее поэтическое слово правды к подлинному ценителю искусства, в отличие от дутых, напыщенных графоманов, которым по иронии судьбы удаётся любым способом пускать в глаза читателю псевдопоэтическую пыль.
    На контрастах современной жизни, с объективным вектором на негативизм выстроена суть стихотворения "Я под старость зачем-то прозрел...", а в "Грузалях" это и вовсе оконкречено. В "Интервью" и "Суперляпе" Виктор Красиков весьма доказательно иронизирует над отдельными несуразностями христианской религии. Читатель закономерно приходит к выводу: бог - это Природа. И к этой аксиоме хочется прибавить: если Дарвину нравится происходить от обезьяны, то у меня иное мнение: меня создала эта Природа, она и примет меня в своё лоно.
    В стихотворении "Ничто не делаешь на ять...", посвященном нашему общему знакомому, в некоторой степени эзоповским языком говорится об исполинском труде во имя сияющей искры поэтического слова. А в "Орнитологическом этюде"
    В. Красиков опять же ратует за доминанту природных (а значит, и естественных) реалий, тактично ругая бумажные выдумки.
    Сравнивая его стихотворение "Утро" с одноименным произведением И. Никитина, приходишь к мысли: как хорошо, что в русской поэзии так много (или немного) поэтов хороших и разных! Приём контраста великолепно продемонстрирован в "Относительности". Пеан человеческой жизни вдохновенно звучит в стихотворении "Нас веселят весны капризы...", изобилующем, поэтическими находками. Чего стоит только чудесная рифма-омофон "черепах - черепах" (производное от "череп" и "черепаха"). Тут уж не скажешь о словесной сухости. То же видим и в "Майском". А игривая нота дидактизма никак не ослабляет (даже наоборот) архитектоники стихотворения "Чтобы жизнерадостное скерцо...". Настоящая поэзия там, где она тебя задевает, как говорится, за живое, хотя хочется и поспорить с автором насчет стихотворения "Бывало". Почему же "бывало"? Это и сейчас есть!
    Справедливым укором в "Золоте осени" звучит концовка:

        ...
        Что золото листвы - и весь, пожалуй,
        Державы нашей золотой запас.

    Так и хочется воскликнуть: государственники, будьте ближе к людям, избравшим вас! Впрочем, следующая миниатюра "Год лошади..." прозрачно намекает на противоположное.
    В "Теперешних" автор ностальгирует о человеческих отношениях между людьми. Амурное скерцо взволнованно скользит в стихотворении "Брось его! Непременно брось!..". Поэт протестует против антиэстетики в искусстве ("Когда Малевич малевал...").
    Вступительное слово к сборнику написал поэт и прозаик Евгений Веремеенко. Этот книга - не массивный фолиант (всего 32 страницы), но поневоле вспоминаешь старинную русскую поговорку: мал золотник, да дорог.


Фёдор СТЕПАНОВ,
член Национального союза писателей

            


Виктор КРАСИКОВ

УТРО

На низких нотах - самых нижних -
Звучал под куполом хорал,
Храпел вздремнувший чернокнижник,
Свечи остаток догорал.

Вздыхала даль - вот-вот проснётся,
Поник мир ночи, кособок...
И вдруг вкатилось в небо солнце -
Как золочёный колобок.

Помчалось весело - вприпрыжку,
Лучи рассыпало вокруг,
С луной затеяло интрижку,
Вспугнуло двух ворон-старух.

В моё окно не преминуло
На миг какой-то заглянуть:
- Опять всю ночь не спал?
Со стула, Дружок, не свалишься?
- Отнюдь!..

* * *

В ночном аду, луной подсвеченном,
Своих небес не узнаём
И недопонятое днём
Пытаемся додумать вечером.

Игрушка времени разрушена -
Не устоять на каблуках.
Заботиться не надо, как
Дожить от завтрака до ужина.

На нервный палец не наматывай
Минут каштановую прядь.
Уже не надо выбирать
Меж Мандельштамом и Ахматовой.

Ты всё же капельку притворщица, -
Дрожит улыбка на губах.
Слегка сфальшивила, и Бах
Качает головой и морщится.


                            | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz