Поиск по сайту
          Главная
          О газете
          Контакты
          Ссылки
          Архив
          Форум
 
 
№17-18(164-165), 27 мая 2005     

К 60-летию Победы

БЕСЕДА У МОРЯ


Мой собеседник - известнейший литератор современной Феодосии, фронтовик, поэт-сатирик Семен Михайлович Пивоваров. Беседа происходила в начале марта 2005 года.
     - Семен Михайлович, вопроса о Вашей биографии не избежать…
     - Родился я 28 августа 1923 года. В воскресный день 22 июня 1941 года у нас был выпускной вечер в школе. Жил я в то время в Баку. И в этот день по радио выступил Молотов: война! Буквально на второй день - военкомат. Потом артиллерийское училище, краткосрочные курсы, лейтенант. Около Тбилиси начали формировать дивизию, а при ней наш артполк. Формировались мы на чистом месте. Стояли там несколько колхозных сараев и все. Новобранцы прибывали необученные - гражданские лица из сел. Многие старше меня, некоторые женатые. А я лейтенант - надо учить их. Материальной части не было. То есть и пушек-то не было! Обмундирования не хватало. Нас собрал командир полка и сказал, чтобы мы шли в деревню, нашли каждый по два колеса и трубу какую-нибудь. Из этого было приказано делать "пушки". Чтоб в каждой батарее было по одной такой большой пушке. Мы сделали и на этих макетах учили наводчиков, заряжающих, замковых и подающих. Уже перед самой отправкой на фронт мы получили новенькие гаубицы из Сибири. Затем - фронт, два ранения. Освобождал Кавказ. Потом Украину. Закончил войну командиром батареи. Первое ранение было лёгким - в ногу. А второе ранение я получил на реке Молочной в районе Мелитополя - там были большие бои. А ранило интересно! Я был тогда командиром гаубичной батареи. Гаубица - это немаленькая пушка, которая стреляет прямой наводкой. Гаубицы обычно ставились где-нибудь за холмом в закрытой позиции. Всего на огневой позиции их было 4, а впереди на расстоянии 2 км - наблюдательный пункт.
    Я был как раз на таком пункте. Связисты с катушками протягивали связь. Воевали мы на передовой и поддерживали стрелковые батальоны во время наступлений. Немцы там были хорошо укреплены. Приходилось бороться буквально за каждый холм. Командир стрелкового батальона мне говорит, что продвижению пехоты мешает какой-то фашистский огневой узел. И я, чтобы лучше разглядеть обстановку, приподнялся из окопа. На шее артиллерийский бинокль. Подношу его к глазам, и в эту секунду чувствую сильный удар в грудь - такой сильный, что я упал в траншею. Руку прижал к груди - там, где сердце - и я понял, что жив. Смотрю, а рука вся в крови и бинокль мой вдребезги! Защитил меня бинокль от снайперской разрывной пули. Она мне раздробила все мелкие косточки на руке. На груди потом долго еще был синяк от сильного удара. После лечения в госпитале я продолжил воевать. Воевал в Австрии, в Венгрии и закончил в Чехословакии. 9 мая 1945 года я встретил в Праге.
    - В последнее время публикуется много разных воспоминаний, но они о целых армиях и фронтах. В вашем рассказе, Семен Михайлович, присутствуют детали. Это делает воспоминания интереснее…
    - Я в бой вступил лейтенантом в 18 лет! Сейчас мне уже 81 год. Те, кто был в то время капитанами, майорами, командирами полков, батальонов, дивизий - им бы сейчас было бы уже по сто лет. Их уже почти не осталось. Остались солдаты, которым было по 18-19 лет и лейтенанты, то есть самые маленькие военные чины. К чему я это говорю? У каждого из нас был свой - маленький - объект: пулемет или пушка. Каждый знал свой сектор. Мне говорили: "Поддерживай вон тот батальон от правой околицы села и до дороги. Выявляй там цели и подавляй их". Вот я и знал только свой сектор, знал, кого я поддерживаю - и все…

    Сегодняшние ветераны больше помнят не это - они начитались книг и газет за долгую жизнь. Откуда мы знали своего командующего? Мы знали только своего командира. Максимум - командира батальона. Поэтому ветераны рассказывают не то, что пережили, а то, что прочитали или увидели в кино. Это естественно. Мы ведь пожилые люди. Память у нас уже не та. Интересных деталей многие не помнят.
     - Расскажите, как начиналась Ваша литературная деятельность.     - После войны я продолжал служить. Одно время хотел уволиться - мне хотелось писать, а в армии это трудно было сделать. Но меня не уволили - наверное, настойчивости моей не хватило. Писать я начал поздно. На фронте по большому счету еще не писал. А после войны из армии, когда я служил отдельно от семьи, своим детям писал шуточные письма со стихами домашнего потребления. Уволился я из армии в 1969 году и пришел в литобъединение "Рассвет", которым руководил тогда Яков Рудь. А до него была Ирина Махонина, я ее не застал - она переехала в Коктебель. После Рудя литобъединением руководил Валерий Тарасов, потом я и одно время Тамара Бочковская.
    Первая публикация у меня была в газете "Флаг Родины" - я тогда напечатал там два стиха о море, хотя сам был сухопутным человеком. Потом газета эта стала выпускать один раз в году альманах своих лучших произведений. Туда входили и мои стихи. Они сохранены, хотя я их не особо ценю. Потом стал писать детские, юмористические и даже лирические стихи. Как-то отправил в газету "Крымская правда" несколько детских стихов.

        Встречали мы цирк на перроне.
        Подходит вагон и вагончик.
        К нам в гости приехала пони
        И сын ее - маленький пончик.

    И вдруг приезжает сюда детский поэт Владимир Орлов, приходит на литобъединение и спрашивает: "Где такой Пивоваров?" Я отвечаю: "Я!" Он говорит: "Семен Михайлович, все бросай и пиши только детские стихи!" Я стал ездить на семинары в Симферополь. Работал у Орлова в секции детской поэзии. Но сатирические и юмористические темы я не бросал. И вот состоялась встреча с поэтом-сатириком Николаем Полотаем, который мне и сказал: "Бросай все! Пиши только юмор и сатиру!" Мы с ним подружились потом. Он все время мне твердил: "Копай глубже!" Но как копать? Ведь в то время острой настоящей критики не было. Кого мы могли критиковать? Ну, начальника ЖЭКа - это максимум был. Продавцов обычно критиковали. Сколько было критики, что продавцы работают в грязных халатах, что нету где-то Книги жалоб. Стоило измениться системе, как продавцы стали все чистыми, кафе стали аккуратными. А дело ведь не в этих продавцах было, а дело было в самой системе. Надо было, конечно, критиковать директора Торга какого-нибудь, а мы критиковали "стрелочника"…

         Пороку всякому готовлю я кончину,
         Но есть пока одно несоответствие:
         Как ни стараюсь целиться в Причину,
         Всё почему-то попадаю в Следствие.

    Около пяти лет я в газете "Победа" выпускал детскую страничку "Лучик". Вышли у меня две детских книжки. Но меня всё больше тянуло к сатире и юмору.
    - Да, у Вас 1 апреля в этом году юбилей - 30 лет "ФЛЮСу"! Расскажите, как начинался Феодосийский Листок Юмора и Сатиры?
    - Начинался "ФЛЮС" так. В то время газеты, в том числе крымские, не имели практически таких сатирических листков. В "Крымской правде" был маленький раздел "Секатор". Но без литературного материала - констатация фактов и все. А у меня такая идея появилась, и рядом были мои сообщники - товарищи по литобъединению Я. Рудь, Ю.Калинин, Л.Клюшев. Вот мы вчетвером как-то и решили попробовать выпускать в городской газете "Победа" сатирический листок. Мы даже не знали, что же это будет. Придумали название, заказали художнику из Симферополя заставку. Потом ее изменили. Дали в первом номере объявление: "Срочно требуются юмористы и сатирики. Одиноким предоставляется общежитие". Кроме нас четырех в первом номере были стихи Н.Полотая. Рисунки сделал известный феодосийский художник Степан Малышев. Потом 15 лет я ни разу не пропустил - каждые полтора месяца листок выходил. А дальше, что интересно, я столкнулся с трудностями поиска материалов. Причём, феодосийских материалов. В армии в последние годы я был штабистом, и это меня приучило к лаконичности. Так пришла идея делать рубрику "Приказ по ФЛЮСу". Потом появилась рубрики "Фото на память", "После ФЛЮСа"… Наш ФЛЮС знали и в журнале "Крокодил" и в "Литературной газете". Листок наш имел большой резонанс. Литературный материал стали присылать из Москвы, из Ленинграда, из Горького. Н.Полотай и А.Малин присылали свои стихи.
    - А попыток возобновить ФЛЮС не было?
    - Я об этом думал. Почему я его прекратил. Редактором тогда был Тарасов - он нас поддерживал. Но пошла перестройка, началась анархия, и все остановилось. Кого критиковать? Опять мелкого продавца? Это несерьезно. Ответы перестали приходить. Всем стало на все наплевать. И на критику в том числе. Если сейчас что-то подобное выпускать, то надо найти серьезный коллектив, поднимать глубинные вопросы. О молодежи, о промышленности, которая стоит, как ваш завод "Море".
    - А это иногда и опасно…
    - Да, это и опасно. Смотрите, сколько журналистов убили в таких делах. Листьев, Гонгадзе, Холодов. Это вопрос не простой. Поэтому сегодняшние сатирики и крутятся вокруг нижней части тела. Это безопасно. Кто-то даже смеется. А по настоящему и глубоко никто сатирой и юмором не хочет заниматься.
    Мы за прошедшие годы потеряли одно важное качество - потеряли самоиронию. Не просто иронию - каждый может смеяться над другим. А вот над собой посмеяться. Практически мы все грешные в какой-то степени. Ну, признайся, покайся - пусть кто-то даже посмеется над тобой. Ведь ещё Христос сказал: "Кто безгрешен, пусть бросит в меня камень". Немного над собой посмеяться - это очень полезная вещь.

        В том, что случилось, что случится,
        Есть и моей вины частица.
        И я варил, варился в каше.
        Я виноват! Я пострадавший!


Беседу вёл Михаил Облётов,
Феодосия


                            | К началу текста | Главная | Архив газет |
 
Copyright (C) 2005. vn & spista
 
Hosted by uCoz